Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 104. Заимствования и гарантии субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в иностранной валюте

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 104. Заимствования и гарантии субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в иностранной валюте

1. Привлечение в бюджет субъекта Российской Федерации кредитов от иностранных банков в иностранной валюте осуществляется при соблюдении субъектом Российской Федерации положений настоящего Кодекса.

Отбор иностранных банков в целях предоставления кредита в иностранной валюте субъекту Российской Федерации осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенного правом осуществлять государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Внешние облигационные займы субъекта Российской Федерации осуществляются при соблюдении субъектом Российской Федерации положений настоящего Кодекса и законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

Размещение государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на международных рынках капитала осуществляется с учетом приоритета размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации на международных рынках капитала.

Сроки проведения операций по размещению государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на международных рынках капитала подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

2. Субъекты Российской Федерации, для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных лет не превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, вправе осуществлять начиная с очередного финансового года внешние заимствования в целях обеспечения погашения внешнего долга субъекта Российской Федерации и (или) финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в случае соблюдения ими следующих условий:

в структуре государственного долга субъекта Российской Федерации отсутствует просроченная задолженность по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации;

субъектом Российской Федерации получен кредитный рейтинг от не менее чем двух международных рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации, для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, вправе осуществлять внешние заимствования в целях обеспечения погашения внешнего долга субъекта Российской Федерации в случае соблюдения ими следующих условий:

в структуре государственного долга субъекта Российской Федерации отсутствует просроченная задолженность по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации;

субъектом Российской Федерации получен кредитный рейтинг от не менее чем двух международных рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.

При этом в текущем финансовом году объем указанных внешних заимствований не может превышать объем обязательств по погашению в текущем финансовом году имеющегося на начало года внешнего долга субъекта Российской Федерации без учета обязательств по гарантиям, выраженным в иностранной валюте.

4. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставлять Российской Федерации гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

5. Заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставление Российской Федерации гарантий в иностранной валюте субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

6. Заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных пунктами 1 - 4 настоящей статьи, предоставление гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в обеспечение обязательств, возникающих в иностранной валюте, а также гарантий в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей статьи, не допускаются.


<Статья 103 | Статья 104 | Статья 104.1>

Научно-практический комментарий:

1. Закон 2007 г. N 63-ФЗ, изложивший комментируемую статью в новой редакции, восполнил имевшиеся ранее в Ко-дексе пробелы в части осуществления субъектами РФ внешних заимствований. Согласно п. 6 ст. 103 Кодекса государствен-ные внешние заимствования субъектов РФ - это государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в бюджет субъекта РФ от иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ, выраженные в иностранной валю-те.
Выпуск внешних облигационных займов субъектов РФ регламентирован Кодексом и Законом о государственных и муниципальных ценных бумагах (Законом 2007 г. N 63-ФЗ в данный Закон также внесены соответствующие изменения).
В соответствии с п. 2 ст. 6 названного Закона обязательства субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии соответст-вующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг субъекта РФ, должны быть выражены в иностранной валюте. Условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным ценным бумагам. Обязательства субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг, составляющие внешний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в иностранной валюте.
Там же установлено, что субъекты РФ могут осуществлять эмиссию государственных ценных бумаг, приводящую к образованию внешнего долга, при условии представления при государственной регистрации проспекта эмиссии государст-венных ценных бумаг сведений о доходах, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования за три последних года, предшествующих указанной эмиссии.
Норма п. 1 комментируемой статьи, согласно которой выпуск внешних облигационных займов субъектов РФ осущест-вляется с учетом приоритета государственных внешних заимствований России, закреплена также и в п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Иные внешние заимствования, нежели выпуск внешних облигационных займов, осуществляются субъектами РФ в по-рядке, установленном Правительством РФ.
Пункт 1 комментируемой статьи также содержит положения, определяющие цели, в которых субъекты РФ вправе осуществлять внешние заимствования. Применение данных положений зависит от доли межбюджетных трансфертов из фе-дерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Необходимо иметь в виду, что данные положения вступают в силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ только с 1 января 2011 г.
2 - 3. В силу п. 2 комментируемой статьи осуществление субъектами РФ и муниципальными образованиями заимство-ваний у России в иностранной валюте, предоставление России гарантий в иностранной валюте возможно исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). При этом в п. 4 комментируемой статьи установле-но, что такие заимствования и предоставление таких гарантий не являются внешними заимствованиями и не приводят к об-разованию внешнего долга субъекта РФ, муниципального образования.
Как определено в ст. 6 Кодекса, целевой иностранный кредит (заимствование) - это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Там же определено, что:
связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - это форма привлечения средств на воз-вратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;
нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления ин-вестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
4. Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что ограничения на заимствования, указанные в п. 4 комментируемой статьи, в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г. не распространяются на случаи, предусмотренные ст. 2 Закона 2000 г. N 116-ФЗ.
Статьей же 2 Закона 2000 г. N 116-ФЗ предусмотрено, что субъекты РФ, имеющие внешний долг на дату введения в действие указанного Закона (т.е. на 8 августа 2000 г.), могут осуществлять внешние заимствования при условии, что объем внешних заимствований субъекта РФ в текущем финансовом году не превышает объем обязательств по погашению основ-ной суммы внешнего долга субъекта РФ в текущем финансовом году.
Там же предусмотрено, что объем внешних заимствований субъекта РФ может превышать объем обязательств по по-гашению основной суммы внешнего долга субъекта РФ за финансовый год при условии, что осуществляемые внешние заим-ствования:
направляются исключительно на сокращение объема внешнего долга субъекта РФ;
обеспечивают сокращение расходов на обслуживание долга;
приводят к отнесению сроков погашения внешнего долга на более поздние сроки.
С 1 января 2011 г. ст. 2 Закона 2000 г. N 116-ФЗ в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ утрачивает силу.