Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 108. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 108. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации

1. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства.

2. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации содержит перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием:

1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

источника привлечения;

суммы заимствования;

срока погашения;

2) для целевых иностранных заимствований:

конечного получателя;

цели заимствования и направления использования;

источника заимствования;

суммы заимствования;

срока погашения;

наличия гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

3. В программе государственных внешних заимствований Российской Федерации должны быть отдельно предусмотрены все займы, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, на весь срок займа. Данные займы подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных внешних заимствований Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете.

4. В программе государственных внешних заимствований Российской Федерации объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 процентов общего объема внешних заимствований.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 5 статьи 108 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга Российской Федерации, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в рамках установленного верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации.

Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования Российской Федерации.

6. В программу государственных внешних заимствований Российской Федерации в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

7. Проведение в соответствии со статьей 105 настоящего Кодекса реструктуризации государственного внешнего долга не отражается в программе государственных внешних заимствований Российской Федерации.

8. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.


<Статья 107 | Статья 108 | Статья 108.1>

Научно-практический комментарий:

1 - 2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи программа государственных внешних заимствований России пред-ставляет собой перечень всех внешних заимствований России. Данное положение содержалось и в ранее действовавшей редакции статьи, т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Новеллой Закона 2007 г. N 63-ФЗ является то, что в указанной программе подлежит отражению разница между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства. Еще одним нововведением Закона 2007 г. N 63-ФЗ является то, что гарантии России в иностранной валюте в программе государственных внешних заимствований России не отражаются (см. комментарий к ст. 108.1 Кодекса).
Как и ранее, установлено, что в программе государственных внешних заимствований России должны быть разделены несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования, а также определен перечень сведений, подлежащих ука-занию в программе по каждому виду долгового обязательства.
Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, целевой иностранный кредит (заимствование) - это форма финанси-рования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает пре-доставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Там же определено, что:
связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - это форма привлечения средств на воз-вратной и возмездной основе для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;
нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления ин-вестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
3 - 4. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает обязательность отдельного отражения в программе государст-венных внешних заимствований России всех займов, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. При этом специально оговорено, что данные займы могут быть реализованы только при условии их утверждения в составе программы федеральным законом о федеральном бюджете.
В силу п. 4 комментируемой статьи в программе государственных внешних заимствований России должно быть дета-лизировано (т.е. указаны сведения, предусмотренные п. 2 этой же статьи) по конкретным займам не менее 85% общего объ-ема внешних заимствований.
5. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрена единственная возможность осуществления внешних заимствова-ний, не включенных в программу государственных внешних заимствований России: такие внешние заимствования могут быть осуществлены в процессе такой реструктуризации государственного внешнего долга России, которая приводит к сни-жению расходов на обслуживание государственного внешнего долга России в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга России.
Данное право, которое может реализовать Правительство РФ или Минфин России на основании делегированного пол-номочия, распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования России.
6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает обязательность отражения в программе государственных внешних заимствований России соглашений о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.
7. Реструктуризация долговых обязательств, составляющих государственный внешний долг России, т.е. основанное на соглашении прекращение таких долговых обязательств с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (см. комментарий к ст. 105 Кодекса), согласно п. 7 комментируемой статьи в программе государственных внешних заимствований России не отражается.
8. В пункте 8 комментируемой статьи установлено, что программа государственных внешних заимствований России утверждается в качестве приложения к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и пла-новый период.
В соответствии со ст. 165 Кодекса разработка по поручению Правительства РФ программы государственных внешних заимствований России входит в бюджетные полномочия Минфина России. Согласно ст. 184.2 и п. 4 ст. 192 Кодекса проект программы государственных внешних заимствований России вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Программа государственных внешних заимствований России на 2008 г. утверждена согласно приложению 45 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг.:

Вид заимствования Сумма (млн.
долларов США)
Государственные ценные бумаги, номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте -3705,3
Кредиты иностранных государств, включая
целевые иностранные кредиты (заимствования),
международных финансовых организаций, иных
субъектов международного права, иностранных
юридических лиц -1540,0
Всего -5245,3

Программа государственных внешних заимствований России на 2009 - 2010 гг. утверждена согласно приложению 46 к названному Закону:

Вид заимствования Сумма (млн.
долларов США)
2009 г. 2010 г.
Государственные ценные бумаги,
номинальная стоимость которых
указана в иностранной валюте -1504,9 -1283,1
Кредиты иностранных государств,
включая целевые иностранные кредиты
(заимствования), международных финан-
совых организаций, иных субъектов
международного права, иностранных
юридических лиц -1152,3 -1055,9
Всего -2657,2 -2339,0

Как предусмотрено в ч. 2 ст. 21 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., Правительство РФ в 2008 г. вправе принимать решения:
1) о направлении средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга России;
2) о списании государственного внешнего долга России по государственным займам, осуществленным путем выпуска от имени России ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и по которым истек срок исковой давности, установленный законодательством РФ.
В ч. 3 указанной статьи также предусмотрено, что Правительство РФ вправе продолжить урегулирование коммерче-ского долга бывшего СССР, включая задолженность по компенсационно-фрахтовым операциям, на условиях, сопоставимых с условиями урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов.
Согласно ч. 4 этой же статьи операции по выдаче облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа в целях урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР перед российскими юридическими лицами - владельцами блокированных валютных счетов и счетов в клиринговых, замкнутых и специальных валютах, открытых во Внешэкономбанке, не подлежат отражению в Программе государственных внешних заимствований России на 2008 г.