Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 11. Правовая форма бюджетов

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 11. Правовая форма бюджетов

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.


<Статья 10 | Статья 11 | Статья 12>

Научно-практический комментарий:

Понятие "бюджет" определено в ст. 6 Кодекса как форма образования и расходования денежных средств, предназна-ченных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Комментируемая статья определяет правовые формы бюджетов, т.е. устанавливает вид нормативных правовых актов, которыми должны регламентироваться вопросы того или иного бюджета в зависимости от его уровня.
Бюджеты федерального уровня, т.е. федеральный бюджет и бюджеты ГВБФ, разрабатываются и утверждаются в фор-ме федеральных законов, что основано на положениях п. "з" ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ. Согласно указанным кон-ституционным нормам вопросы федерального бюджета отнесены к ведению России, а по предметам исключительного веде-ния России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.
Утверждение бюджетов федеральных ГВБФ в форме федеральных законов также предусмотрено в п. 1 ст. 15 Закона об основах обязательного социального страхования, а утверждение бюджета ПФР в форме федерального закона - кроме того, и в п. 2 ст. 16 Закона об обязательном пенсионном страховании.
Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете детально регламентировано положениями гл. 22 Кодекса, а внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете - гл. 23 Кодекса. Основы составления проектов бюджетов всех уровней - федерального, регионального и местного - закреплены в гл. 20 Кодекса, а основы рассмотрения и утверждения бюджетов (также всех уровней) - в гл. 21 Кодекса. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов ГВБФ (как федерального, так и территориального уровней) установлен в ст. 145 Кодекса.
Для бюджетов регионального уровня установлено, что бюджеты субъектов РФ и территориальных ГВБФ разрабаты-ваются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, что основано на норме ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой вне пределов ведения России, совместного ведения России и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
С рассматриваемой нормой комментируемой статьи согласуются положения подп. "а" и "е" п. 2 ст. 5 Закона об орга-низации органов власти субъектов РФ (в ред. от 11 декабря 2004 г. <1>), в соответствии с которыми законами субъекта РФ утверждаются бюджет субъекта РФ и бюджеты территориальных ГВБФ субъекта РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 4950.

В отношении местных бюджетов установлено, что они разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 35 Закона о местном самоуправлении утверждение местного бюджета и отчета о его ис-полнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В п. 9 ч. 1 ст. 44 этого же Закона закреплено, что уставом муниципального образования должны определяться порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля над его исполнением в соответствии с Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 52 Закона о местном самоуправлении (в ред. от 27 декабря 2005 г.), формирование, утверждение, ис-полнение местного бюджета и контроль над его исполнением самостоятельно осуществляют ОМСУ с соблюдением требований, установленных Кодексом и названным Законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

На сайте также ищут:
Статья 223. Утратила силу с 1 января 2008 г.
Статья 108. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации
Статья 113. Отражение в бюджетах поступлений средств от заимствований, погашения государственного или муниципального долга, возникшего из заимствований, и расходов на его обслуживание
Статья 195. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе
Статья 164. Участники бюджетного процесса на федеральном уровне