Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 119. Обслуживание государственного (муниципального) долга

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 119. Обслуживание государственного (муниципального) долга

1. Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

2. Выполнение Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.

3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента, указанные в пункте 2 настоящей статьи, безвозмездно.

4. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета.

5. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств субъекта Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации.

6. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

7. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) местной администрации по обслуживанию муниципальных долговых обязательств, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с местной администрацией.

8. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с местной администрацией, производится за счет средств местного бюджета.


<Статья 118 | Статья 119 | Статья 120>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции. Одним из изменений является то, что в п. 1 комментируемой статьи дано определение понятия "обслуживание государственного (му-ниципального) долга": операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 2 ст. 113 Кодекса все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
2 - 4. Как установлено в ст. 23 Закона о Банке России:
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции по обслуживанию государственно-го долга России;
полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга России определяются федеральными законами;
Банк России и Минфин России в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше опера-ций по поручению Правительства РФ.
В статье 21 Закона о Банке России предусмотрено, что Банк России консультирует Минфин России по вопросам гра-фика выпуска государственных ценных бумаг России и погашения государственного долга России с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам России закреплено в качестве бюджетного полномочия Банка России в п. 3 ст. 155 Кодекса. Выполнение Банком России функций генерального агента по государственным краткосрочным бескупонным облигациям, облигациям федеральных займов и государственных федераль-ных облигаций регулируется Положением об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг <1>, утвержденным Банком России 25 марта 2003 г. N 219-П. В целях названного Положения Банк России на рынке облигаций выполняет функции генерального агента эмитента по обслуживанию выпусков облигаций, дилера (первичного дилера), контролирующего органа, организатора денежных расчетов по сделкам с облигациями, регулятора рынка, иные функции, предусмотренные действующим законодательством.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2003. N 40.

Согласно п. 4 комментируемой статьи оплата услуг иных агентов, нежели Банк России (т.е. кредитных организаций или других специализированных финансовых организаций, осуществляющих на основании договора с Минфином России функции по обслуживанию долговых обязательств России, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению), произво-дится за счет средств федерального бюджета.
В ранее действовавшей редакции п. 5 комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) предусматривалось, что оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
В качестве примера реализации данного положения целесообразно привести Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций" <1>, которым утвержде-ны Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 46. Ст. 4361.

Так, в п. 2 Постановления Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 771 определено, что оплата услуг агента по разме-щению и обслуживанию государственных сберегательных облигаций не может превышать:
в отношении услуг по проведению аукциона по размещению государственных сберегательных облигаций - 0,025% от суммы фактически размещенных на аукционе государственных сберегательных облигаций исходя из их номинальной стои-мости;
в отношении услуг по выплате доходов по государственным сберегательным облигациям и их погашению - 0,025% от суммы выплаченных доходов по государственным сберегательным облигациям и размера средств, направленных на их по-гашение.
5 - 6. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает возможность привлекать исполнительным ОГВ субъекта РФ, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта РФ, на основе агентских соглашений кредитные орга-низации и другие специализированные финансовые организации для обслуживания долговых обязательств субъекта РФ, а также их размещения, выкупа, обмена и погашения.
Согласно п. 6 комментируемой статьи оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных таки-ми агентскими соглашениями, производится за счет средств бюджета субъекта РФ.
7 - 8. В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрена возможность местной администрацией муниципального образования привлекать на основе агентских соглашений кредитные организации и другие специализированные финансовые организации для обслуживания муниципальных долговых обязательств, а также их размещения, выкупа, обмена и погашения.
В соответствии с п. 8 комментируемой статьи оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотрен-ных такими агентскими соглашениями, производится за счет средств местного бюджета.