Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 121. Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 121. Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга

1. Ведение Государственной долговой книги Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Информация о государственных внутренних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

Информация о государственных внешних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.

Объем информации и порядок ее внесения в Государственную долговую книгу Российской Федерации определяются Министерством финансов Российской Федерации.

2. Ведение государственной долговой книги субъекта Российской Федерации, муниципальной долговой книги осуществляется соответственно финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования.

Информация о долговых обязательствах вносится указанными органами в государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

3. В государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта Российской Федерации по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации устанавливаются финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Отнесение долговых обязательств субъекта Российской Федерации к внешнему или внутреннему долгу при их учете в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации осуществляется в валюте долга, в которой определено денежное обязательство при его возникновении, исходя из установленных настоящим Кодексом определений внешнего и внутреннего долга.

В государственной долговой книге субъекта Российской Федерации в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

4. В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливаются местной администрацией.

Учет долговых обязательств муниципального образования в муниципальной долговой книге осуществляется в валюте долга, в которой определено денежное обязательство при его возникновении, исходя из установленных настоящим Кодексом определений внешнего и внутреннего долга.

В муниципальной долговой книге муниципального образования в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению муниципальных долговых обязательств.

5. Информация о долговых обязательствах муниципального образования, отраженных в муниципальной долговой книге, подлежит передаче в финансовый орган соответствующего субъекта Российской Федерации. Объем информации, порядок и сроки ее передачи устанавливаются финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ответственность за достоверность данных о долговых обязательствах муниципального образования, переданных в финансовый орган соответствующего субъекта Российской Федерации, несет финансовый орган муниципального образования.

6. Информация о долговых обязательствах субъекта Российской Федерации, отраженная в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации, а также информация о долговых обязательствах муниципальных образований в данном субъекте Российской Федерации подлежит передаче Министерству финансов Российской Федерации финансовым органом субъекта Российской Федерации. Объем передаваемой информации, порядок и сроки ее передачи устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Ответственность за достоверность переданных Министерству финансов Российской Федерации данных о долговых обязательствах субъекта Российской Федерации и его муниципальных образований несет финансовый орган субъекта Российской Федерации.


<Статья 120 | Статья 121 | Статья 122>

Научно-практический комментарий:

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Данное бюджетное полномочие закреплено и в ст. 165 Кодекса, а также в п. 5.3.15 Положения о Минфине России.
Отражение в Государственной долговой книге РФ предоставления и исполнения государственных гарантий преду-смотрено как в п. 1 комментируемой статьи, так и в п. 5 ст. 116 Кодекса.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 120 Кодекса), Государственная долговая книга РФ - это общее понятие, охватывающее государственные долговые книги внутреннего и внешнего долга РФ.
В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что информация вносится в Государственную долговую книгу РФ: о государственных внутренних долговых обязательствах России - в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента воз-никновения соответствующего обязательства; государственных внешних долговых обязательствах России - в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Минфин России соответствующих документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств. В ранее действовавшей редакции п. 1 комментируемой статьи устанавливался единый срок - не позднее трех дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
Постановлением Правительства России от 21 апреля 2005 г. N 244 утверждено Положение о составе, порядке и сроках представления информации о долговых обязательствах для внесения в Государственную долговую книгу Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1575.

Названное Положение определяет состав, порядок и сроки представления информации о долговых обязательствах, существующих в форме государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени России, включая обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного по-требления (в том числе легковых автомобилей), целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, чеков "Урожай-90", целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей, обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции, а также в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени России как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, договоров о предоставлении России государственных гарантий, договоров и соглашений о получении Россией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы страны, соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет для внесения в Государственную долговую книгу.
Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. N 107н утвержден Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации <1>, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью об-служивания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по по-рядку ведения и хранения Долговой книги.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2006. 4 октября.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи ведение государственной долговой книги субъекта РФ, муниципальной дол-говой книги является полномочием соответственно финансового органа субъекта РФ, финансового органа муниципального образования.
В пункте 2 статьи также определен срок внесения информации о долговых обязательствах в государственную долго-вую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу - не позднее пяти рабочих дней с момента возникновения соот-ветствующего обязательства. В ранее действовавшей редакции п. 1 комментируемой статьи устанавливался иной срок - не позднее трех дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи в государственную долговую книгу субъекта РФ в обязательном по-рядке должны вноситься сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по видам этих обязательств, о дате их воз-никновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств. Отражение в государственной долго-вой книге субъекта РФ предоставления и исполнения государственных гарантий субъекта РФ предусмотрено также в п. 5 ст. 117 Кодекса. Состав иной информации о долговых обязательствах субъекта РФ, порядок и срок ее внесения в государствен-ную долговую книгу субъекта РФ устанавливает финансовый орган субъекта РФ.
В пункте 3 статьи также содержится правило, в соответствии с которым долговые обязательства субъекта РФ при их учете подлежат отнесению к внешнему или внутреннему долгу субъекта РФ. Так, должны учитываться валюта долга, в которой определено денежное обязательство при его возникновении, а также определения понятий внешнего и внутреннего долга, данные в ст. 6 Кодекса:
внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Россией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых ино-странных кредитов (заимствований);
внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципаль-ных образований перед Россией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных креди-тов (заимствований).
В силу п. 3 комментируемой статьи в государственной долговой книге субъекта РФ подлежит учету наряду с прочим информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств субъекта РФ.
4. В п. 4 комментируемой статьи установлено, что в муниципальную долговую книгу в обязательном порядке должны вноситься сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств. Отражение в муниципальной дол-говой книге предоставления и исполнения муниципальных гарантий предусмотрено также в п. 5 ст. 117 Кодекса. Состав иной информации о долговых обязательствах муниципального образования, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливает местная администрация.
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи долговые обязательства муниципального образования подлежат учету в муниципальной долговой книге в валюте долга, в которой определено денежное обязательство при его возникновении.
Согласно п. 4 комментируемой статьи в муниципальной долговой книге муниципального образования подлежит учету наряду с прочим информация о просроченной задолженности по исполнению муниципальных долговых обязательств.
5. Как говорилось выше, в ранее действовавшей редакции ст. 120 Кодекса (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) устанавливалась единая система учета и регистрации государственных заимствований России, ее субъектов и му-ниципальных заимствований. В п. 1 указанной статьи была предусмотрена процедура регистрации субъектами РФ, муници-пальными образованиями своих заимствований в Минфине России.
В действующей редакции п. п. 5 и 6 комментируемой статьи взамен этой процедуры предусмотрена:
передача местной администрацией муниципального образования информации о долговых обязательствах муници-пального образования, отраженной в муниципальной долговой книге, в финансовый орган соответствующего субъекта РФ. Объем информации, порядок и сроки ее передачи устанавливает финансовый орган соответствующего субъекта РФ;
передача финансовым органом субъекта РФ информации о долговых обязательствах субъекта РФ, отраженной в госу-дарственной долговой книге субъекта РФ, а также информации о долговых обязательствах муниципальных образований в данном субъекте РФ Минфину России. Объем информации, порядок и сроки ее передачи устанавливает Минфин России.
Ответственность за достоверность данных о долговых обязательствах муниципального образования, переданных в финансовый орган соответствующего субъекта РФ, возлагается на финансовый орган муниципального образования. Ответ-ственность за достоверность переданных Минфину России данных о долговых обязательствах субъекта РФ и его муници-пальных образований возлагается на финансовый орган субъекта РФ.
Бюджетные полномочия Минфина России по учету представляемой органами, ведущими государственные долговые книги субъектов РФ, информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов РФ и муниципальных долговых книгах муниципальных образований, закреплены в ст. 165 Кодекса, а так-же в п. 5.3.15 Положения о Минфине России.
Приказом Минфина России от 21 декабря 2004 г. N 119н утвержден Порядок передачи Министерству финансов Рос-сийской Федерации информации о долговых обязательствах, отраженных в государственной долговой книге субъекта Рос-сийской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2005. 10 февраля.

Названный Порядок определяет состав, сроки и форму представления Минфину России информации о долговых обя-зательствах, отраженных в государственной долговой книге субъекта РФ и муниципальных долговых книгах муниципаль-ных образований, расположенных на территории субъекта РФ, существующих в форме:
государственных займов субъекта РФ, муниципальных займов муниципальных образований, осуществленных путем выпуска государственных ценных бумаг субъекта РФ, муниципальных ценных бумаг;
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ или муниципального образования как заем-щика;
договоров/соглашений о предоставлении субъектом РФ государственных гарантий субъекта РФ и муниципальными образованиями муниципальных гарантий;
договоров и соглашений о получении субъектом РФ, муниципальными образованиями бюджетных ссуд и/или бюд-жетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
иных долговых обязательств, внесенных в государственную долговую книгу субъекта РФ, муниципальные долговые книги муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ, муниципальных образований.
Приказом Минфина России от 10 июня 2005 г. N 71н утверждены Указания по форме представления входящих в файл показателей, составляющих информацию из долговых книг, предназначенную для передачи Министерству финансов Рос-сийской Федерации в электронном виде <1>, которые определяют форму представления этих показателей, установленных названным выше Порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 21 декабря 2004 г. N 119н.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".

Глава 15. ВНЕШНИЕ ДОЛГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ