Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 13. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 13. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.


<Статья 12 | Статья 13 | Статья 14>

Научно-практический комментарий:

Исходя из общего определения понятия "бюджет", данного в ст. 6 Кодекса, федеральный бюджет и бюджеты феде-ральных ГВБФ представляют собой формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансо-вого обеспечения задач и функций государственной власти федерального уровня. Основания возникновения расходных обя-зательств РФ, для исполнения которых и предназначены федеральный бюджет и бюджеты федеральных ГВБФ, перечислены в п. 1 ст. 84 Кодекса.
В силу прямого указания в ч. 2 комментируемой статьи использование федеральными ОГВ иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, нежели федеральный бюд-жет и бюджеты федеральных ГВБФ, запрещено. В ранее действовавшей ст. 16 Кодекса (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ), устанавливавшей, что не допускается использование федеральными ОГВ иных форм образования и расхо-дования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, нежели федеральный бюджет, содержалась оговорка, согласно которой Кодексом и иными федеральными законами могли предусматриваться исключения из данного запрета. Однако при этом подразумевалась норма п. 2 ст. 84 Кодекса (данная норма сохранила свою силу), со-гласно которой в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства РФ исполняются за счет средств бюджетов федеральных ГВБФ (к таковым согласно п. 2 ст. 144 Кодекса относятся бюджет ПФР, бюджет ФСС РФ и бюджет ФФОМС). Как установлено в ст. 147 Кодекса, расходы бюджетов федеральных ГВБФ осуществляются исключи-тельно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного соци-ального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвер-жденными федеральными законами.
Согласно ч. 3 комментируемой статьи консолидированный бюджет РФ образуют федеральный бюджет и свод консо-лидированных бюджетов субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ, в свою очередь, в соответствии с ч. 5 ст. 14 Кодекса образуют бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ. Иначе говоря, консолидированный бюджет РФ образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, т.е. региональных и местных бюджетов, что и было закреплено в ранее действовавшей ст. 16 Кодекса.
Как и ранее, в консолидированном бюджете РФ не учитываются:
межбюджетные трансферты между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, определены в ст. 129 Кодекса;
бюджеты федеральных ГВБФ. В свою очередь, бюджеты территориальных ГВБФ не учитываются в консолидирован-ных бюджетах субъектов РФ и соответственно в консолидированном бюджете РФ.
То что в составе консолидированного бюджета РФ не учитываются межбюджетные трансферты между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также бюджеты федеральных ГВБФ, следует и из определения понятия "консоли-дированный бюджет", данного в ст. 6 Кодекса.