Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 130. . Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 130. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ пункт 2 статьи 130 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать указанные в статье 215.1 настоящего Кодекса соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ в пункт 3 статьи 130 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:

1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ в пункт 4 статьи 130 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются следующие дополнительные к установленным пунктом 3 настоящей статьи меры:

1) подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

2) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ в подпункт 3 пункта 4 статьи 130 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст подпункта в будущей редакции

3) представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период);

4) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

5) иные меры, установленные федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ в пункт 5 статьи 130 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст пункта в будущей редакции

5. При несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1 и статьей 107 настоящего Кодекса, Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

6. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

7. Бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 216-ФЗ в пункт 8 статьи 130 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

8. В случае, если не позднее 1 октября текущего финансового года законом субъекта Российской Федерации принято решение об отказе, полностью или частично, от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций), ограничения и меры, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами, в очередном финансовом году в отношении данного субъекта Российской Федерации применяются исходя из расчетного сокращения доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в собственных доходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних финансовых лет общей величины уменьшаемых межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году.


<Статья 129 | Статья 130 | Статья 131>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья закрепляет условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В качестве общего обязательного условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета не-зависимо от формы этих трансфертов в п. 1 комментируемой статьи установлено соблюдение ОГВ субъектов РФ бюджетно-го законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах. Данное условие не распространяется на предоставление субвенций.
2 - 4. В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ в целях внедрения принципов прозрачности региональных и муниципальных финансов, требующих в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ на 2007 г. практической реализации, введены дополнительные условия предоставления межбюджетных трансфертов для дотацион-ных и высокодотационных субъектов РФ и муниципальных образований в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (за исключением средств, передаваемых на исполнение делегируемых полномочий) в объеме собственных доходов субъектов РФ и муниципальных образований, направленных на повышение финансовой дисциплины и повышение качества управления региональными (муниципальными) финансами.
Так, субъекты РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах превышает 5%, со-гласно п. 2 комментируемой статьи не вправе заключать предусмотренные ст. 215.1 Кодекса соглашения о кассовом обслу-живании исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных ГВБФ и бюджетов входящих в его состав муници-пальных образований исполнительным ОГВ субъекта РФ.
К субъектам РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах превышает 20%, в соответствии с п. 3 статьи применяются дополнительные ограничения по установлению расходных обязательств и объему расходов на оплату труда государственных служащих и (или) содержание органов власти.
Пунктом 4 комментируемой статьи установлены дополнительные требования для высокодотационных субъектов РФ (с долей в бюджетах межбюджетных трансфертов, превышающей соответственно 60% собственных доходов), в том числе требование подписания соглашений с Минфином России о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ.
Правила заключения соглашений между Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля над их исполнением утверждены Постановлением Правительства России от 21 марта 2005 г. N 149 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 13. Ст. 1176.

Приказом Минфина России от 13 ноября 2006 г. N 447 утверждена примерная форма Соглашения о мерах по повыше-нию эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля за их исполнением <1>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".

5. Пункт 5 комментируемой статьи предоставляет Минфину России право при несоблюдении ОГВ субъектов РФ усло-вий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством РФ, принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением суб-венций) соответствующим бюджетам субъектов РФ до приведения в соответствие с требованиями комментируемой статьи положений, обусловливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Данное право может быть реализовано Минфином России и при нарушении предельных значений дефицита бюджета субъекта РФ, установленных ст. 92.1 Кодекса, или предельных значений объема государственного долга субъекта РФ, уста-новленных ст. 107 Кодекса.
Порядок приостановления (сокращения) предоставления в указанных случаях межбюджетных трансфертов устанавливает Минфин России.
6. В пункте 6 комментируемой статьи определено, какими нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления в рамках исполнения бюджетов субъектов РФ операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемы-ми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий: федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми акта-ми Правительства РФ.
7. Пункт 7 комментируемой статьи предусматривает возможность предоставления межбюджетных трансфертов бюд-жетам субъектов РФ для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований. Случаи и порядок предоставления таких межбюджетных трансфертов устанавливаются федеральными законами.
Следует отметить, что в п. 6 комментируемой статьи в ранее действовавшей редакции (до внесения изменений Зако-ном 2007 г. N 63-ФЗ) прямо предусматривалось, что межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований (ЗАТО) предоставляются с учетом особенностей, установленных Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административном территориальном образовании" <1>.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

В пункте 2 ст. 5.1 названного Закона (в ред. от 22 августа 2004 г. <1>) установлены следующие особенности предос-тавления межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

межбюджетные трансферты бюджетам ЗАТО из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования допол-нительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО;
дополнительные расходы и (или) потери бюджетов ЗАТО, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;
указанные дополнительные средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
объемы и формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам ЗАТО утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства России от 18 апреля 2005 г. N 232 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 июня 2006 г. N 346) утверждены Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1565; 2006. N 24. Ст. 2600.

8. В пункте 8 комментируемой статьи установлен особый порядок применения ограничений и мер, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, в отношении субъекта РФ, законом которого не позднее 1 июля текущего фи-нансового года принято решение об отказе, полностью или частично, от получения в очередном финансовом году межбюд-жетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением средств, передаваемых на исполнение делегируемых пол-номочий).
В этом случае ограничения и меры в очередном финансовом году применяются исходя из расчетного сокращения доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в собственных доходах консолидированного бюджета субъекта РФ, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних финансовых лет общей величины уменьшаемых межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году.

На сайте также ищут:
Статья 203. Порядок работы согласительной комиссии в случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Статья 8. . Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
Статья 21. Классификация расходов бюджетов
Статья 99. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации
Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета