Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 132. . Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 132. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

1. Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Абзац второй утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца второго пункта 1 статьи 132

2. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств.

3. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.

Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 17-ФЗ установлено, что действие пункта 4 статьи 132 настоящего Кодекса до 1 января 2010 г. не распространяется на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и на предоставление субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам по решениям, принимаемым соответственно Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ при реализации мер по поддержке рынка труда и отраслей экономики Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов РФ

4. Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10 процентов общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй год планового периода.

Федеральным законом о федеральном бюджете отдельные виды межбюджетных трансфертов могут не распределяться между субъектами Российской Федерации.


<Статья 131 | Статья 132 | Статья 132.1>

Научно-практический комментарий:

1 - 2. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 6 Кодекса), в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, общее понятие "субсидия" разделено на межбюджетные субсидии, субсидии автономным учреждениям, субсидии иным некоммерческим организациям, субсидии юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство товаров, работ, услуг. Понятие субсидии как вида межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюд-жета, определено в п. 1 комментируемой статьи: под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета пони-маются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий ОГВ субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения России и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий ОМСУ по вопросам местного значения.
Иначе говоря, субсидии из федерального бюджета предоставляются для софинансирования "собственных" полномо-чий субъектов РФ. О вопросах, относящихся к предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения России и субъектов РФ, см. комментарий к ст. ст. 14 и 85 Кодекса.
Согласно п. 1 комментируемой статьи совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета об-разует Федеральный фонд софинансирования расходов (ФФСР).
Пункт 2 комментируемой статьи допускает возможность предусмотреть в составе федерального бюджета субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств, указанных в п. 1 комментируемой статьи.
В пункте 2 ст. 26.19 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.) и ранее действо-вавшей (до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) редакции п. 2 комментируемой статьи образование в составе фе-дерального бюджета ФФСР предусматривалось для целей предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона о федеральном бюджете на 2007 г. ФФСР на 2007 г. утвержден в сумме 35461,3 млн. руб. Согласно ч. 2 указанной статьи средства ФФСР подлежали направлению в виде субсидий на частичное возмещение тех видов расходов бюджетов субъектов РФ, которые прямо перечислены в данной норме.
В пункте 1 ст. 26.19 Закона об организации органов власти субъектов РФ и ранее действовавшей редакции п. 1 ком-ментируемой статьи предусматривалось, что в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого фи-нансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд регионального развития.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о федеральном бюджете на 2007 г. указанный фонд утвержден в сумме 6390,0 млн. руб. Распределение субсидий из фонда утверждено приложением 28 к Закону о федеральном бюджете на 2007 г. Правила предоставления субъектам РФ субсидий из Федерального фонда регионального развития утверждены Постановлением Пра-вительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 212 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1914.

В целях оказания финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию закрепленных за ними обязательств Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. предусмотрены субсидии по следующим направлениям:
на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений;
на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований;
на внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;
на поощрение лучших учителей;
на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных образова-тельных учреждениях, перечень типов которых определен Правительством РФ;
на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов России;
на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей;
на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры ЗАТО;
на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политиче-ских репрессий, за исключением выплат, предусмотренных статьями 15 и 16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политиче-ских репрессий";
на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла в соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона "О ветеранах";
на выплату ежемесячного пособия на ребенка в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам "Скорой медицинской помощи";
на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований;
на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) и искусственных сооружений на них, в том числе в границах поселений, муниципальных районов, городских округов, а также связывающих населенные пункты сельских дорог (с включением их в сеть дорог общего пользо-вания), осуществляемые в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)";
на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за ис-ключением автомобильных дорог федерального значения).
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи и п. 2 ст. 26.19 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, критерии отбора субъектов РФ для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения меж-ду субъектами РФ подлежат установлению федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативны-ми правовыми актами Правительства РФ. При этом установлено, что действие таких нормативных правовых актов должно быть рассчитано на срок не менее трех лет, т.е. на срок не менее очередного финансового года и планового периода.
В пункте 3 комментируемой статьи также установлен запрет выделения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными указанными нормативными правовыми актами. Данный запрет не распространяется на предоставление субсидий за счет средств резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ (об указанных резервных фондах см. комментарий к ст. ст. 81 и 82 Кодекса).
4. Согласно п. 4 комментируемой статьи распределение субсидий бюджетам субъектов РФ подлежит установлению федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми акта-ми Правительства РФ. В п. 4 ст. 192 Кодекса установлено, что одновременно с проектом данного федерального закона в Государственную Думу вносятся методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ в очередном финансовом году и плановом периоде.
В соответствии с п. 2 ст. 205 Кодекса приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной фи-нансовый год и плановый период, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период, является предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.
Законом 2007 г. N 63-ФЗ введена норма, согласно которой не распределенный между субъектами РФ объем субсидий не может превышать 5% общего утвержденного объема соответствующей субсидии на первый год планового периода и 10% общего утвержденного объема указанной субсидии на второй год планового периода.
В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено, что федеральным законом о федеральном бюджете отдельные ви-ды межбюджетных трансфертов могут не распределяться между субъектами РФ. Как представляется, речь идет о том, что такие межбюджетные трансферты подлежат распределению нормативными правовыми актами Правительства РФ.