Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 137. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 137. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ в пункт 1 статьи 137 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст пункта в будущей редакции

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в том числе порядок расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ пункт 2 статьи 137 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

См. текст пункта в будущей редакции

2. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ пункт 3 статьи 137 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2009 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется для каждого поселения (включая городские округа) субъекта Российской Федерации исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя.

Право на получение указанной дотации имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские поселения субъекта Российской Федерации, за исключением указанных в пункте 1 статьи 142.2 настоящего Кодекса.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в части, касающейся предоставления дотаций поселениям (за исключением городских округов), могут полностью или частично распределяться между указанными поселениями исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности. Право на получение указанных дотаций имеют все городские и сельские поселения (за исключением городских округов) субъекта Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений (за исключением городских округов).

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского или сельского поселения (за исключением городских округов), исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям (за исключением городских округов) данного субъекта Российской Федерации с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений производится по единой методике, обеспечивающей сопоставимость налоговых доходов городских и сельских поселений (за исключением городских округов), перечня бюджетных услуг и показателей, характеризующих факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений (за исключением городских округов) показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов бюджетов отдельных поселений не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ в пункт 4 статьи 137 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст пункта в будущей редакции

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ в пункт 4 статьи 137 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. При составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты поселений от налога на доходы физических лиц.

Указанный дополнительный норматив рассчитывается как отношение расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (части расчетного объема дотации) к прогнозируемому в соответствии с единой методикой объему налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по территории соответствующего поселения.

Дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц устанавливаются на срок не менее трех лет. Изменение указанных нормативов отчислений в бюджеты поселений в течение текущего финансового года не допускается.

Средства, полученные поселением по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц сверх объема расчетной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (части расчетной дотации), изъятию в бюджет субъекта Российской Федерации и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат.

Потери бюджета поселения в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц в объеме ниже расчетной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (части расчетной дотации) компенсации из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) учету при последующем распределении межбюджетных трансфертов местным бюджетам не подлежат.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 5 статьи 137 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанным законом должны быть установлены соответствующие требованиям настоящей статьи порядок (методика) расчета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление данных полномочий и порядок (методика) расчета органами местного самоуправления муниципальных районов размера дотаций поселениям, в том числе порядок (методика) расчета и установления заменяющих их дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц.

В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанными в абзаце первом настоящего пункта, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в части, касающейся предоставления дотаций поселениям, находящимся на территории муниципальных районов, в составе бюджета субъекта Российской Федерации не предусматриваются. При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, подлежащие перечислению в бюджеты поселений, входящих в состав территории муниципальных районов, распределяются между бюджетами муниципальных районов исходя из численности жителей в расчете на одного жителя в соответствии с единой методикой.

Субвенции, полученные бюджетом муниципального района на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, включаются в дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ в пункт 6 статьи 137 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст пункта в будущей редакции

6. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений между поселениями и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

В случае наделения представительных органов муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета субъекта Российской Федерации распределение указанных дотаций между поселениями соответствующего района и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц утверждаются решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.


<Статья 136 | Статья 137 | Статья 138>

Научно-практический комментарий:

1. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений предусмотрено ст. 60 Закона о местном самоуправле-нии, согласно п. 1 которой выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставле-ния дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселе-ний (РегФФПП) и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой под-держки поселений (РайФФПП).
Об образовании в составе бюджета субъекта РФ в целях выравнивания исходя из численности жителей, финансовых возможностей ОМСУ поселений по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения РегФФПП го-ворилось и в ранее действовавшей редакции п. 1 комментируемой статьи. Однако в связи с введением понятий, характери-зующих конкретные виды межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, межбюджет-ные субсидии, субвенции), Законом 2007 г. N 63-ФЗ ограничена сфера применения понятия "фонды" указанием на их общую увязку с теми или иными видами межбюджетных трансфертов, чем исключено методически некорректное и допускающее неоднозначное толкование использование выражений "зачисление в фонд" или "предоставление межбюджетных трансфер-тов из фонда".
2 - 6. Частью 4.1 ст. 2 Закона 2004 г. N 120-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2005 г.) установлено, что при формировании и ут-верждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2006 - 2008 гг. комментируемая статья применяется с учетом следующих особенностей:
1) порядок образования РегФФПП и распределения дотаций из указанного фонда, в том числе порядок расчета и уста-новления заменяющих указанные дотации дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в местные бюджеты, устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Кодекса;
2) по согласованию с представительными органами поселений дотации из РегФФПП могут быть полностью или час-тично заменены дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений в бюджеты поселений от федераль-ных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Кодексом в бюджет субъекта РФ;
3) дополнительные (дифференцированные) нормативы рассчитываются как отношение расчетного объема дотации (части расчетного объема дотации) поселению из РегФФПП к прогнозируемым в соответствии с единой методикой объемам соответствующих федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налого-выми режимами, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет субъекта РФ по территории соответствующего поселения;
4) изменение дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты поселений в течение финан-сового года не допускается;
5) средства, полученные поселением по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений от феде-ральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, сверх объема расчетной дотации (части расчетной дотации) из РегФФПП, изъятию в бюджет субъекта РФ и (или) учету при после-дующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат;
6) потери бюджета поселения в связи с получением средств по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в объеме ниже расчетной дотации (части расчетной дотации) из РегФФПП компенсации из бюджета субъекта РФ и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат;
7) законом субъекта РФ ОМСУ муниципальных районов могут быть наделены полномочиями ОГВ субъектов РФ по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств бюджетов субъектов РФ;
8) законом субъекта РФ должны быть установлены соответствующие требованиям комментируемой статьи (в ред. от 20 августа 2004 г.) порядок (методика) расчета субвенций бюджетам муниципальных районов из регионального фонда ком-пенсаций на осуществление данных полномочий и порядок (методика) расчета органами местного самоуправления ОМСУ муниципальных районов размера дотаций поселениям, в том числе порядок (методика) расчета и установления заменяющих их дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
9) распределение дотаций из РФФПП между поселениями утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;
10) дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных и (или) ре-гиональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, утверждаются законом субъекта РФ на срок не менее одного года;
11) в случае наделения представительных органов муниципальных районов полномочиями ОГВ субъектов РФ по рас-чету и предоставлению дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений распределение указанных дота-ций между поселениями соответствующего района утверждается решением представительного органа муниципального рай-она о бюджете муниципального района на очередной финансовый год;
12) в случае наделения представительных органов муниципальных районов полномочиями ОГВ субъектов РФ по рас-чету и предоставлению заменяющих по согласованию с представительными органами поселений указанные дотации допол-нительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, указанные нормативы утверждаются решением представительного органа муниципального района на срок не менее одного года;
13) РегФФПП в части предоставления дотаций городским и сельским поселениям субъекта РФ может полностью или частично распределяться между указанными поселениями исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности в со-ответствии с единой методикой, утвержденной законом субъекта РФ. Право на получение указанных дотаций имеют все городские и сельские поселения субъекта РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений;
14) РегФФПП в части предоставления дотаций городским округам распределяется в порядке, предусмотренном ком-ментируемой статьей (в ред. от 20 августа 2004 г.);
15) уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на од-ного жителя, которые могут быть получены бюджетом поселения исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям данно-го субъекта РФ с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объем выплат) в расчете на одного жителя;
16) определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений производится по единой методике, обеспе-чивающей сопоставимость налоговых доходов городских и сельских поселений, а также перечня бюджетных услуг и показателей, характеризующих факторы и условия, влияющие на стоимость их предоставления в расчете на одного жителя.
Как говорилось выше, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений предусмотрено ст. 60 Закона о местном самоуправлении.
Как установлено в ч. 2 указанной статьи:
РегФФПП образуется и дотации из него предоставляются в порядке, установленном Законом о местном самоуправле-нии и Кодексом, в целях выравнивания исходя из численности жителей поселений, финансовых возможностей ОМСУ посе-лений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения;
размеры дотаций из РегФФПП определяются для каждого поселения субъекта РФ, за исключением поселений, указан-ных в ч. 5 ст. 60 Закона о местном самоуправлении, в расчете на одного жителя городского, сельского поселения;
указанные дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от фе-деральных и региональных налогов и сборов, установленными для бюджетов поселений. Порядок расчета данных нормати-вов устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Кодекса;
распределение дотаций из РегФФПП и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений, утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
В ч. 3 ст. 60 Закона о местном самоуправлении предусмотрено, что в случае наделения ОМСУ муниципальных рай-онов государственными полномочиями субъекта РФ по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений дотации из РФФПП, предусмотренные ч. 2 указанной статьи, предоставляются из бюджета муниципального района за счет субвенций, поступающих из бюджета субъекта РФ, и (или) путем установления представительным органом муниципального района для поселений, входящих в состав данного муниципального района, дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в порядке, установленном законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Кодекса.
О порядке образования и использования РайФФПП см. комментарий к ст. 142.1 Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 83 Закона о местном самоуправлении (в ред. от 27 декабря 2005 г.) при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2006 - 2008 гг. ст. 60 названного Закона применяется с учетом следующих особенностей:
1) по согласованию с представительными органами поселений дотации из РегФФПП могут быть полностью или час-тично заменены дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений в бюджеты поселений от федераль-ных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Кодексом в бюджет субъекта РФ. Порядок установления и расчета данных нормативов отчис-лений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, регламентируется законом субъекта РФ в соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ;
2) распределение дотаций из РегФФПП утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной фи-нансовый год;
3) заменяющие дотации из РегФФПП дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответ-ствии с требованиями Кодекса зачислению в бюджет субъекта РФ, утверждаются законом субъекта РФ в соответствии с тре-бованиями бюджетного законодательства РФ;
4) в случае наделения ОМСУ муниципальных районов государственными полномочиями субъекта РФ по выравнива-нию бюджетной обеспеченности поселений дотации из РегФФПП предоставляются из бюджета муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта РФ, и (или) путем установления представительным органом муни-ципального района для поселений, входящих в состав данного муниципального района, дополнительных (дифференциро-ванных) нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в порядке, установленном законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Кодекса;
5) РегФФПП в части предоставления дотаций городским и сельским поселениям субъекта РФ может полностью или частично распределяться между указанными поселениями исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности в со-ответствии с единой методикой, утвержденной законом субъекта РФ. РегФФПП в части предоставления дотаций городским округам распределяется в порядке, предусмотренном ст. 60 Закона о местном самоуправлении;
6) общие требования к порядку определения уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений и методике рас-пределения указанных дотаций из РегФФПП устанавливаются Кодексом;
7) по согласованию с представительными органами поселений дотации из РайФФПП могут быть полностью или час-тично заменены дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, установленными для бюджетов поселений, входящих в состав муниципальных районов. Порядок установления и расчета указанных дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, утверждается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ;
8) дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных и (или) ре-гиональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, утверждаются решением представительного органа муниципального района.

На сайте также ищут:
Статья 20. Классификация доходов бюджетов
Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)
Статья 201. Рассмотрение в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом
Статья 128. Уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам