Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 152. Участники бюджетного процесса

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 152. Участники бюджетного процесса

1. Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

<Статья 151 | Статья 152 | Статья 153>

Научно-практический комментарий:

1. Внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ изменениями установлено системное описание общих (единых для всех бюд-жетов бюджетной системы РФ) особенностей полномочий участников бюджетного процесса, в том числе:
установлен закрытый перечень участников бюджетного процесса;
введены в состав участников бюджетного процесса и описаны бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;
уточнены описания полномочий главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств;
к получателям бюджетных средств отнесены только ОГВ (ОМСУ) и бюджетные учреждения.
Об участниках бюджетного процесса на федеральном уровне см. комментарий к ст. 164 Кодекса.
2 - 4. Положения п. п. 2 - 4 комментируемой статьи определяют, какими нормативными правовыми актами наряду с Кодексом устанавливаются особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса в зависимости от их уровня:
особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными ОГВ (а речь идет прежде всего о ФОИВ) или государственными органами (органы управления ГВБФ и т.п.), наряду с Кодексом устанавливаются принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся ОГВ субъектов РФ (законода-тельные (представительные) и исполнительные ОГВ субъектов РФ), наряду с Кодексом устанавливаются принятыми в соот-ветствии с ним законами субъектов РФ. В установленных Кодексом и указанными законами субъектов РФ случаях особен-ности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса (речь идет прежде всего об исполнительных ОГВ субъек-тов РФ) могут быть установлены нормативными правовыми актами высших исполнительных ОГВ субъектов РФ;
особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся ОМСУ (представительные ОМ-СУ и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), наряду с Кодексом устанавливаются приня-тыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных ОМСУ. В установленных Кодексом и указанными муниципальными правовыми актами случаях особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса (речь идет прежде всего об исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований) могут быть установлены муниципальными правовыми актами местных администраций.