Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 156. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 156. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета

1. Кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

2. Кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

3. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ статья 156 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

4. Кредитные организации, отбираемые территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, обслуживают счета, предназначенные для выдачи и зачисления наличных денежных средств организациям, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Указанные счета обслуживаются кредитными организациями без взимания ими платы.

<Статья 155 | Статья 156 | Статья 157>

Научно-практический комментарий:

1. Как определено в ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3 февраля 1996 г.) <1>, кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основ-ной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право проводить бан-ковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

Кредитные организации в соответствии со ст. 152 Кодекса не являются участниками бюджетного процесса (в отличие от ранее действовавшей редакции указанной статьи, т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ), в связи с чем в комментируемой статье говорится о кредитных организациях, осуществляющих отдельные операции со средствами бюдже-та.
В ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г.) предусмотрено, что кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта об оказании услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ, проводить операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для выполнения федеральных и региональных программ. Там же установлено, что такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля над использованием бюджетных средств.
Однако изменениями, внесенными в п. 1 комментируемой статьи Законом 2007 г. N 63-ФЗ, уточнено, что для осуще-ствления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов кредитные организации привлекаются на основании агентского соглашения. О кредитных организациях - агентах Правительства РФ, обеспечивающих по поручению Правительства РФ возврат задолженности юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований по бюджетным кредитам, предоставленным за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств, см. комментарий к ст. 93.4 Кодекса.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. Сбербанк России является агентом Правительства РФ по осуществлению следующих выплат (в случае если данные выплаты не осуществля-ются через организации федеральной почтовой связи):
1) компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных ава-рий и ядерных испытаний (за исключением выплат, осуществляемых ПФР и ФСС РФ);
2) компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с оплатой ими жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;
3) выплат на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца;
4) ежемесячных пособий детям военнослужащих, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона и погибших (пропавших без вести) при выполнении обязанностей военной службы по призыву;
5) компенсационных выплат женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией ор-ганизаций.
Согласно ч. 2 данной статьи функции агента Правительства РФ осуществляются Сбербанком России в соответствии с соглашениями, заключенными между Сбербанком России и ФОИВ, являющимися в соответствии с названным Законом главными распорядителями указанных средств федерального бюджета. За выполнение функций агента Правительства РФ по осуществлению указанных выплат Сбербанку России выплачивается вознаграждение, не превышающее 0,5% суммы произведенных выплат.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. Сбербанк России является агентом Правительства РФ по осуществлению на территории России выплаты пенсий, пособий и компенсаций лицам, про-ходившим военную службу, службу в органах внутренних дел РФ, учреждениях и органах ФСИН России, органах по кон-тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах и органах прокуратуры, и членам их семей. Согласно ч. 4 данной статьи функции агента Правительства РФ осуществляются Сбербанком России в соответствии с соглашениями, заключенными между Сбербанком России и ФОИВ, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных лиц. Указанные соглашения могут содержать положения об оказании Сбербанком России на платной основе дополнительных услуг, их перечень и размер вознаграждения, который не должен превышать 0,4% суммы пенсионных выплат.
В части 7 ст. 26 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. установлено, что ОАО "Российский сельскохозяйст-венный банк" является банком-агентом в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяй-ственных товаропроизводителей". В соответствии с ч. 8 указанной статьи в субъектах РФ, в которых отсутствует региональ-ная сеть филиалов ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", ему предоставлено право привлекать на основании от-дельных соглашений другие кредитные организации для выполнения функций банка-агента в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
2. Согласно п. 2 ст. 155 Кодекса счета бюджетов обслуживает Банк России. В случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций в соответствии с п. 2 комменти-руемой статьи эти функции Банка России выполняют кредитные организации.
Следует отметить, что Постановлением КС России от 17 июня 2004 г. N 12-П <1> признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения п. 2 ст. 155 и п. 2 ст. 156 Кодекса, поскольку по смыслу этих положений и ис-ходя из их места в системе бюджетно-правового регулирования предполагается, что установленный ими порядок обслужи-вания счетов бюджетов не нарушает финансовую самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований, а также не исключает возможность открывать счета бюджетов в кредитных организациях в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2803.

Как указал КС России, в п. 2 комментируемой статьи под "соответствующей территорией" понимается территория как одного субъекта РФ или муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту РФ и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и нескольких субъектов РФ или определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам РФ и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Согласно правовой позиции КС России положение о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функ-ции по обслуживанию счетов бюджетов" - в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в за-коне - должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из норма-тивных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслужива-ния счетов бюджетов. Если обстоятельств, объективно препятствующих территориальному учреждению Банка России в выполнении функции по обслуживанию счетов бюджетов, не имеется, данное учреждение не вправе отказаться от заключения с ОГВ субъекта РФ или ОМСУ соответствующего договора.
КС России также указал, что при этом публичные субъекты бюджетных отношений в любом случае не могут остаться без обслуживания счетов бюджетов, что гарантируется, кроме прочего, возможностью судебной защиты прав субъектов РФ и муниципальных образований при возникновении спора по поводу невозможности выполнения учреждениями Банка Рос-сии функции по обслуживанию счетов бюджетов или наличия (отсутствия) на территории субъекта РФ (муниципального образования) территориального учреждения Банка России по данному субъекту РФ и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования.
В соответствии со ст. 283 Кодекса открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответст-вующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ, является основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.
3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает право субъектов РФ, муниципальных образований в случае от-сутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций от-крывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами. КС России в упоминавшемся выше Постановлении от 17 июня 2004 г. N 12-П отметил, что, как следует из нормативного содержания п. 3 комментируемой статьи, счета, открываемые для расчетов по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, по своему правовому режиму отличны от счетов бюджетов - они связаны с обслуживанием государственного долга субъекта РФ или муниципального долга.