Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 157. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 157. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля

1. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.1. Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и (или) иной орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.

3. Полномочия органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).

Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами (должностными лицами) местных администраций, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

4. Проверка расходов Счетной палаты Российской Федерации за отчетный финансовый год осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации").

<Статья 156 | Статья 157 | Статья 158>

Научно-практический комментарий:

1. В п. 1 комментируемой статьи закреплены основные бюджетные полномочия органов государственного, муници-пального финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами. Исходя из п. 2 ст. 265 Кодекса речь идет о Счетной палате РФ, контрольных палатах, иных органах законодательных (представительных) органов.
Бюджетные полномочия указанных органов реализуются по следующим направлениям:
осуществление контроля за исполнением соответствующих бюджетов;
подготовка заключений на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов;
проведение экспертизы проектов соответствующих бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ.
В пункте 4 ст. 5 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 11 декабря 2002 г. <1>) в качестве од-ного из основных полномочий законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ закреплено осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля над исполнением бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных ГВБФ субъекта РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4930.

Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о местном самоуправлении контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля над исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля над соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 3 этой же статьи результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). В части 4 ст. 38 Закона о местном самоуправлении закреплена обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет основные бюджетные полномочия органов государственного, муници-пального финансового контроля, созданных ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, местной администраци-ей.
С учетом нормы п. 1 ст. 266 Кодекса речь идет о Росфиннадзоре, Федеральном казначействе, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований и уполномоченных ими органах. Указанные органы осуществляют предвари-тельный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
2.1. По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 26.13 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.), контроль над исполнением бюджета субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно, с соблюдением требований, установленных названным Законом и Кодексом, а также принятыми в соот-ветствии с ними законами субъекта РФ.
Законом о местном самоуправлении также в качестве общих правил установлено, что осуществление контрольных полномочий:
федеральными ОГВ в отношении муниципальных образований и ОМСУ допускается только в случаях и порядке, ус-тановленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, названным Законом и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 5);
ОГВ субъектов РФ в отношении муниципальных образований и ОМСУ допускается только в случаях и порядке, уста-новленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 6).
В рамках предусмотренных в этих правилах изъятий в п. 2.1 комментируемой статьи закреплено право:
Счетной палаты РФ и Росфиннадзора проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Право Росфиннадзора проводить финансовый контроль над исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств закреплено также в п. 1 ст. 268 Кодекса;
контрольных органов, созданных законодательными (представительными) органами субъектов РФ, финансовых орга-нов субъектов РФ и (или) иных органов, уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ, проводить про-верки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ.
3. В п. 3 комментируемой статьи установлены уровни нормативных правовых актов, которыми определяются полно-мочия органов государственного (муниципального) финансового контроля в зависимости от того, какими органами они соз-даны.
Так, полномочия органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муници-пального образования), что согласуется с п. 2 ст. 265 Кодекса.
На сайте также ищут:
Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
Статья 168. Возложение на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов
Статья 153. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов
Статья 45. Утратила силу с 1 января 2005 г.
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе