Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 1 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 5 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 7 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10.1

10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в пункт 11 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.


<Статья 160.3 | Статья 161 | Статья 162>

Научно-практический комментарий:

1. В соответствии с п. 1 ст. 120 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. от 3 ноября 2006 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что учреждение может быть создано гражданином или юридическим ли-цом (частное учреждение) либо соответственно Россией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Там же установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственни-ком их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений опре-деляется законом.
Соответственно, комментируемая статья определяет особенности правового положения бюджетных учреждений в части финансирования их деятельности. Как определено в ст. 6 Кодекса, бюджетное учреждение - это государственное (му-ниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государствен-ных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) зада-нием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (об автономном учреждении см. комментарий к ст. 41 Кодекса).
Согласно п. 1 комментируемой статьи бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами че-рез открытые в установленном порядке лицевые счета. Как установлено в ст. 220.1 Кодекса, учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лице-вых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
В пункте 1 комментируемой статьи также установлено, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расхо-дованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса бюджетная смета бюджет-ного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (му-ниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, возможны только в пре-делах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выра-жении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). В качестве общего правила исполнения бюджета по расходам в п. 3 ст. 219 Кодекса установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
Последствия нарушения бюджетным учреждением приведенного выше требования при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров предусмотрены непосредственно в п. 2 комментируемой статьи: в этом случае соответствующий главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств вправе обратиться в суд с требованием о признании такого государственного (муниципального) контракта или иного договора недействительными.
Общие положения о последствиях недействительности сделки закреплены в ст. 167 части первой ГК РФ:
недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействи-тельностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1);
при недействительности сделки одна сторона обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невоз-можности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействи-тельности сделки не предусмотрены законом (п. 2);
если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, при-знавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время (п. 3).
Пункт 2 комментируемой статьи также предусматривает приостановление санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения при нарушении им установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств. Порядок приостановления в этих случаях санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения определяет соответствующий финансовый орган.
3. В пункте 3 комментируемой статьи определены последствия уменьшения бюджетному учреждению главным распо-рядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к не-возможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государст-венных (муниципальных) контрактов, иных договоров:
на бюджетное учреждение в этом случае возлагается обеспечение согласования новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров;
другая сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора приобретает право потребовать от бюджетного учреждения возмещения понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государ-ственного (муниципального) контракта, иного договора. При этом определено, что требование может быть заявлено в отно-шении возмещения только фактически понесенного ущерба. Право на возмещение упущенной выгоды не возникает. Как определено в п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произ-вело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реаль-ный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
4. В силу прямого указания в п. 4 комментируемой статьи бюджетным учреждениям не могут предоставляться субси-дии и бюджетные кредиты. На изъятие субсидий государственным (муниципальным) учреждениям из состава бюджетных ассигнований указано также в ст. 69 Кодекса.
В пункте 4 комментируемой статьи также установлен запрет на получение бюджетным учреждением кредитов (зай-мов). Данный запрет обоснован некоммерческим характером деятельности бюджетных учреждений и их несамостоятельно-стью в вопросах хозяйственных отношений.
5. В пункте 5 комментируемой статьи установлено, что бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в ка-честве ответчика по своим денежным обязательствам. Данная норма согласуется с определением понятия юридического лица, данным в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ, в соответствии с которым одним из признаков юридического лица является способность быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответствен-ность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (о субсидиарной ответственности см. коммен-тарий к ст. 115 Кодекса). Соответственно, в подп. 2 п. 3 ст. 158 Кодекса установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени России, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к России, субъекту РФ, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23, при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной от-ветственности, арбитражным судам надлежит исходить из того, что по смыслу комментируемой статьи с учетом положений ст. 120 части первой ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в по-рядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения выступает публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться, что денежные средства взыскиваются за счет казны публично-правового образования, а не с государственного или муниципаль-ного органа. При этом недопустимо ограничивать источники взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст. ст. 126, 214, 215 части первой ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
В развитие приведенной выше нормы п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ п. 5 комментируемой статьи устанавливает, что бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, только в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Процедура исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующих бюджетов по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных бюджетных учреждений, регламентирована положениями соответственно ст. ст. 242.3, 242.4 и 242.5 Кодекса.
6. Пункт 6 комментируемой статьи распространяет на ОГВ (государственные органы), ОМСУ (муниципальные орга-ны) и органы управления ГВБФ положения Кодекса, регулирующие правовое положение бюджетных учреждений. Данная норма является существенной новацией Закона 2007 г. N 63-ФЗ.
Законом 2007 г. N 63-ФЗ в качестве переходного положения установлено, что государственные академии наук и под-ведомственные им учреждения до утверждения Правительством РФ уставов академий осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями Кодекса (в ред. указанного Закона) применительно к бюджетным учреждениям.