Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 179. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы

См. текст пункта в предыдущей редакции

Статья 179. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы

1. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона "О парламентском контроле".

Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).

Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.

3. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

4. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.


<Статья 178 | Статья 179 | Статья 179.1>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья, полностью изложенная в новой редакции в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, уста-навливает новую систему финансового обеспечения долгосрочных целевых программ (подпрограмм). Как отмечалось в по-яснительной записке к проекту указанного Закона, такая система обеспечивает прозрачность отражения долгосрочных целевых программ в бюджетах и бюджетной отчетности, выполнение принятых в установленном порядке соответствующих расходных обязательств, повышение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.
Аналогично закрепленному в ст. 169 Кодекса принципу рамочного законодательного регулирования основ составле-ния проекта бюджета п. 1 комментируемой статьи закрепляет полномочия по утверждению долгосрочных целевых про-грамм, установлению порядка определения сроков их реализации, а также установлению порядка принятия решений о раз-работке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации за исполнительными органами соответствующе-го уровня власти: в отношении федеральных долгосрочных целевых программ такими полномочиями обладает Правительство РФ, региональных долгосрочных целевых программ - высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, местных долгосрочных целевых программ - местная администрация муниципального образования.
Комментируемая статья в новой редакции вступает в силу с 1 января 2009 г. При этом Законом 2007 г. N 63-ФЗ уста-новлено, что Правительство РФ, высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, местная администрация утверждают порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации до 1 декабря 2007 г., а также определяют переходные положения, устанавливающие осуществление бюджетных инвестиций из соответствующих бюджетов в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2008 и 2009 гг.
Законом 2007 г. N 63-ФЗ также установлено, что при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на период до 2011 года" в качестве приложения по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период, утверждаются приложения по федеральным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ соответственно на 2008 г. и на период до 2010 г. и на 2009 г. и на период до 2011 г.
Согласно приложению 22 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. утверждено распределение бюджетных ассигнований на реализацию следующих федеральных целевых программ на 2008 г.:
ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)";
ФЦП "Культура России (2006 - 2010 годы)";
ФЦП "Мировой океан";
ФЦП "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы";
ФЦП "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года";
ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)";
ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года";
ФЦП "Дети России" на 2007 - 2010 гг.;
ФЦП развития образования на 2006 - 2010 гг.;
ФЦП "Русский язык (2006 - 2010 годы)";
ФЦП "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года";
ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)";
ФЦП "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы";
ФЦП "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 - 2010 годы";
ФЦП "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)";
ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы";
ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года";
ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года";
Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации";
Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 гг.;
ФЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)";
ФЦП "Глобальная навигационная система";
ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 гг.;
ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года";
ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Рос-сии на 2007 - 2012 годы";
ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)";
ФЦП развития Калининградской области на период до 2010 г.;
ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года";
ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы";
ФЦП "Юг России (2008 - 2012 годы)";
ФЦП государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации консти-туционных полномочий местного самоуправления;
ФЦП "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005 - 2010 годы)";
ФЦП "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2020 го-дах";
ФЦП "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы";
ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы";
ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах";
ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы";
ФЦП "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федера-ции (2007 - 2010 годы)";
ФЦП "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах";
ФЦП "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 го-да";
ФЦП "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)";
ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2008 - 2010 гг.;
ФЦП "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы";
ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 - 2015 годы";
ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года";
ФЦП "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2011 годы";
ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 гг.
2. Каждая долгосрочная целевая программа должна быть утверждена органом исполнительной власти и, соответственно, в рамках бюджетного законодательства рассматриваться в качестве рамочного обязательства для целей включения в проект бюджета. Бюджетные ассигнования на исполнение этих обязательств должны предусматриваться главными распорядителями бюджетных средств по уникальной для каждой программы (подпрограммы) целевой статье или виду расходов в составе ведомственной структуры расходов в объеме, предусмотренном на соответствующий год решением об утверждении программы. Как отмечено авторами проекта Закона 2007 г. N 63-ФЗ, соответственно в очередном бюджетном цикле нет необходимости возвращаться к обсуждению объемов их финансирования (при условии, что по результатам мониторинга реализации той или иной программы не принято решения о ее досрочном прекращении или пересмотре).
В качестве обязательного требования в п. 2 комментируемой статьи установлено, что долгосрочные целевые програм-мы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, должны быть утверждены соответствующим исполнительным органом власти не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
3. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязательная ежегодная оценка эффективности реализации каждой долгосрочной целевой программы. Порядок проведения и критерии оценки федеральных программ устанавливает Прави-тельство РФ, региональных программ - высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, местных программ - местная админист-рация муниципального образования.
В случае если согласно результатам проведенной оценки долгосрочная целевая программа реализуется неэффективно, то соответствующим органом исполнительной власти (Правительством РФ, высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования) может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. Такое решение может быть принято не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган.
При принятии данного решения должны учитываться заключенные во исполнение соответствующих программ госу-дарственные (муниципальные) контракты. В случае если по таким контрактам сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении, то в бюджете должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из этих контрактов.
4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность включения в состав долгосрочной целевой про-граммы, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), субсидий бюджету субъекта РФ (мест-ному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъ-екта РФ (местных бюджетов). Данная норма, являющаяся одной из новаций Закона 2007 г. N 63-ФЗ, направлена на упорядо-чение межбюджетных отношений при реализации долгосрочных целевых программ.
Условия предоставления и методика расчета таких межбюджетных субсидий подлежат установлению в соответст-вующей федеральной (региональной) долгосрочной программе.

На сайте также ищут:
Статья 109. Внесение изменений в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте
Статья 121. Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга
Статья 56. . Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Статья 129. . Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
Статья 60. Утратила силу 1 января 2006 г.