Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 18. Бюджетная классификация Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 18. Бюджетная классификация Российской Федерации

1. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 18 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2014 г. (на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.)

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.


<Статья 17 | Статья 18 | Статья 19>

Научно-практический комментарий:

1. Как говорилось в комментарии к преамбуле Кодекса, утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ Кодексом с одновременным расширением полномочий ОГВ и ОМСУ по ее детализации, интеграцией бюджетной классификации и бюджетного учета является одной из основных новаций Закона 2007 г. N 63-ФЗ, внесшего кон-цептуальные изменения в Кодекс.
Внесенные изменения обеспечивают приближение бюджетной классификации РФ к требованиям международных стандартов и введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений. Одновременно созданы законодательные основы для развития "управленческого" принципа построения и использования бюджетной классификации, позволяющего органам власти в рамках единых позиций бюджетной классифи-кации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике. В результате этих изменений созданы необхо-димые предпосылки для расширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере бюджетного планирования и управления при сохранении единства бюджетной системы и повышении прозрачности бюджетов.
Законодатель отказался от утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом. Действовавший ранее порядок, с одной стороны, фактически требовал ежегодного принятия двух в значительной степени дублирующих друг друга федеральных законов (о федеральном бюджете и о внесении изменений в бюджетную классификацию), с другой стороны - вносил элементы нестабильности в структуру бюджетной классификации, предполагая ее неизбежные ежегодные изменения и существенно усложняя подготовку региональных и местных бюджетов. Соответственно Законом 2007 г. N 63-ФЗ признан утратившим силу Закон о бюджетной классификации и федеральные законы, вносившие в него изменения.
2. Согласно действующей редакции Кодекса базовые, единые для бюджетов бюджетной системы РФ позиции двух первых уровней (группа - подгруппа, раздел - подраздел, группа - статья) каждого вида бюджетной классификации устанав-ливаются непосредственно Кодексом. Одновременно Минфину России предоставлено право утвердить единые позиции классификации доходов (предопределенных законами, устанавливающими состав доходных источников бюджетов бюджет-ной системы Российской Федерации) и операций сектора государственного управления (предопределенных их экономиче-ским содержанием) на более низких уровнях и тем самым обеспечить единство бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы.
Что касается классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, то при их определении, на-против, существенно расширяется самостоятельность каждого уровня власти. Согласно ранее действовавшим нормам ОГВ субъектов РФ и ОМСУ имели право лишь на детализацию утвержденных федеральным законом позиций этих видов бюд-жетной классификации, что не позволяло в полной мере отразить специфику региональных и местных бюджетов. В соответ-ствии с изменениями, внесенными в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ, осуществлен переход к утверждению целевых статей и видов расходов, а также статей и подстатей источников финансирования дефицита бюджетов законами (решениями) о соот-ветствующих бюджетах. Таким образом, уже на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появится возмож-ность адаптации, в рамках единой методологии, бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, такой подход определен Посланием Президента РФ "О бюджетной политике в 2005 году" <1> и предопределяет обеспечение большей свободы ОГВ и ОМСУ в ходе бюджетного процесса.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".

Ранее ст. 11 Закона о бюджетной классификации (в ред. от 6 мая 2003 г. <1>) устанавливалось, что Минфином России издаются указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Последние из таких указаний на основании данной нормы были утверждены Приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 168н <2>. Действующая редакция Кодекса прямо не предписывает Минфину России издавать указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, в ст. 165 Кодекса говорится о таком бюджетном полномочии Минфина России, как установление единой методологии бюджетной классификации РФ. Тем не менее на основании гл. 4 Кодекса в новой редакции Минфином России разработаны и Приказом от 24 августа 2007 г. N 74н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые применяются с 1 января 2008 г. Названные Указания, как определено в их гл. I, устанавливают правила применения бюджетной классификации РФ участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1751.
<2> Финансовая газета. 2007. N 7.

Согласно п. 2 ст. 264.1 Кодекса бюджетная классификация РФ включается в план счетов бюджетного учета, который вместе с инструкцией по его применению утверждается Минфином России.
В части 17 ст. 5 Закона 2007 г. N 63-ФЗ в качестве переходного положения установлено, что в 2007 г. определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с Кодексом в новой редакции являются едиными для бюджетов бюджетной сис-темы РФ, установление порядка формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, отно-сящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) ОГВ (государственных органов) и ОМСУ, осуществляются Минфином России.

На сайте также ищут:
Статья 210. Рассмотрение палатами Федерального Собрания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае отклонения его Президентом Российской Федерации
Статья 139. Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
Статья 65. . Формирование расходов бюджетов
Статья 120. Учет и регистрация государственных и муниципальных долговых обязательств
Статья 120. Учет и регистрация государственных и муниципальных долговых обязательств