Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 29. . Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


<Статья 28 | Статья 29 | Статья 30>

Научно-практический комментарий:

Единство бюджетного законодательства РФ обеспечивается положениями ст. 2 Кодекса, определяющими состав бюд-жетного законодательства. Составляющие бюджетное законодательство РФ федеральные законы (в том числе о федеральном бюджете, о бюджетах федеральных ГВБФ), законы субъектов РФ (в том числе о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных ГВБФ) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления (в том числе о местных бюджетах) не могут противоречить Кодексу. В случае противоречия между Кодексом и указанными нормативными правовыми актами применяется Кодекс. Иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения и указанные в ст. 3 Кодекса, не могут противоречить бюджетному законодательству.
Составной частью содержания принципа единства бюджетной системы РФ является единство принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, что характеризует рассматриваемый принцип как базовый принцип бюджет-ной системы РФ.
В отношении единого порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуще-ствления расходов бюджетов бюджетной системы РФ следует отметить, что согласно ст. 65 Кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных ОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Расходным обязательствам России, субъектов РФ и муниципальных образований посвящены положения гл. 11 Кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 215.1 Кодекса исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Единство бюджетной классификации РФ в условиях новой редакции Кодекса приобретает новое содержание. Как го-ворилось выше (см. комментарий к ст. 18 Кодекса), непосредственно Кодексом устанавливаются единые для бюджетов бюджетной системы РФ позиции двух первых уровней (группа - подгруппа, раздел - подраздел, группа - статья) каждого вида бюджетной классификации. Минфин России утверждает единые позиции классификации доходов и операций сектора государственного управления на более низких уровнях. При определении же классификации расходов и источников финан-сирования дефицита бюджетов существенно расширена самостоятельность каждого уровня власти, т.к. целевые статьи и виды расходов, а также статьи и подстатьи источников финансирования дефицита бюджетов утверждаются законами (решениями) о соответствующих бюджетах.
Единство форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета и составления бюд-жетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений обеспечивается положениями нового раз-дела VIII.1 Кодекса, в гл. 25.1 которого закреплены основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, а в гл. 25.2 установлен порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюд-жетной отчетности. Согласно п. 1 ст. 264.1 единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями Кодекса.
На обеспечение единства санкций за нарушение бюджетного законодательства направлено данное в ст. 281 Кодекса определение нарушения бюджетного законодательства. Меры принуждения к нарушителю бюджетного законодательства закреплены в гл. 28 Кодекса.
Единый порядок исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ установлен положениями главы 24.1 Кодекса. Согласно п. 1 ст. 242.1 Кодекса исполнение судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с Кодексом на основании исполни-тельных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным докумен-там, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву и восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.