Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 36. Принцип прозрачности (открытости)

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 36. Принцип прозрачности (открытости)

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.


<Статья 35 | Статья 36 | Статья 37>

Научно-практический комментарий:

Содержание принципа прозрачности (открытости) уточнено изменениями, внесенными в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ (в ранее действовавшей редакции Кодекса рассматриваемый принцип именовался как принцип гласности). В частности, в определение принципа включены положения о стабильности и (или) преемственности бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
В пункте 2 ст. 5 Кодекса установлено, что закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке. Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позд-нее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
Согласно п. 6 ст. 26.13 Закона об организации органов власти субъектов РФ проект бюджета субъекта РФ, закон о бюджете субъекта РФ, годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта Федерации, а также о численности государственных гражданских служащих и работников государствен-ных учреждений субъекта Федерации с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета субъекта РФ и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ прово-дятся публичные слушания.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Закона о местном самоуправлении проект местного бюджета и решение о его утвержде-нии, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности му-ниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактиче-ских затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. ОМСУ поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями, если их невозможно опубликовать.
В пункте 2 ч. 3 ст. 28 Закона о местном самоуправлении предусмотрено, что проект местного бюджета и отчет о его исполнении должны выноситься на публичные слушания.
О порядке рассмотрения секретных статей федерального бюджета, принятия специальных секретных программ и включения их в состав тех или иных расходов федерального бюджета см. комментарий к ст. 209 Кодекса, о порядке расходования бюджетных ассигнований на реализацию специальных секретных программ - к ст. 241 Кодекса.