Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 37. Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.


<Статья 36 | Статья 37 | Статья 38>

Научно-практический комментарий:

В рамках проведения комплексной реформы бюджетного процесса Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесен ряд поправок в гл. 20 Кодекса, направленных на решение задачи повышения роли среднесрочного финансового планирования, как это преду-смотрено Бюджетным посланием Президента РФ на 2007 г.
В новой редакции гл. 20 Кодекса реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполни-тельными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа введены общие для всех уровней бюджет-ной системы нормы, устанавливающие:
общие требования к прогнозам социально-экономического развития;
требования к содержанию среднесрочного финансового плана;
условия прогнозирования доходов и планирования расходов бюджета, в том числе раздельного планирования расхо-дов на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств, что позволит обеспечить безусловное исполнение ра-нее принятых обязательств и установление новых обязательств в соответствии с приоритетами проводимой политики в пре-делах имеющихся ресурсов;
порядок утверждения и реализации долгосрочных целевых программ;
общие требования к составлению проектов бюджетов.
Предусмотрено ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ на 3 года (очередной финансовый год и плановый период), что, по мнению инициаторов изменений, должно обеспечивать преем-ственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики, способствовать повышению устойчивости бюджетной системы РФ, повысит обоснованность планирования бюджетных рас-ходов, позволит заключать государственные контракты на 3 года или на весь срок реализации долгосрочных целевых про-грамм (инвестиционных проектов), что будет способствовать эффективному использованию бюджетных средств.
В основу бюджетного планирования положен широко известный в международной практике метод "скользящей трех-летки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий годы не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом, "скользящая трехлетка" обеспечивает, с одной стороны, стабильность и предсказуемость бюд-жетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.