Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 41. Виды доходов бюджетов

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 41. Виды доходов бюджетов

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 3 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- применяются в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности с 1 января 2012 г.

- применяются в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи названного Федерального закона

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 5 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

- применяются в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности с 1 января 2012 г.

- применяются в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи названного Федерального закона

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.


<Статья 40 | Статья 41 | Статья 42>

Научно-практический комментарий:

1. В соответствии с п. 4 ст. 20 Кодекса налоговые и неналоговые доходы образуют первую единую для всех бюджетов бюджетной системы РФ группу доходов бюджетов, а безвозмездные поступления - вторую такую группу. При этом в п. 5 указанной статьи определены перечни подгрупп доходов бюджетов, являющихся соответственно налоговыми и неналоговыми доходами бюджетов.
2. Согласно п. 1 ст. 12 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. от 29 июля 2004 г. <1>) в России устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3231.

Согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.) к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организа-ций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользова-ние объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
К региональным налогам в соответствии со ст. 14 НК РФ относятся налоги: на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог.
В статье 15 НК РФ установлено, что к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Налоговым кодексом РФ, как предусмотрено в п. 7 его ст. 12, устанавливаются специальные налоговые режимы, кото-рые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 части первой НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
В соответствии с п. 2 ст. 18 части первой НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Пеней, относимой к налоговым доходам, согласно п. 1 ст. 75 части первой НК РФ (в ред. от 27 июля 2006 г.) признает-ся установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В отношении штрафов по налогам см. комментарий к ст. 46 Кодекса.
Следует отметить, что в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ из комментируемой статьи (как и из норм других ста-тей Кодекса) исключены положения о налоговых кредитах, отсрочках и рассрочках, имея в виду, что данные вопросы долж-ны регулироваться Налоговым кодексом РФ. Данные изменения связаны с тем, что порядок предоставления отсрочек (рас-срочек) по уплате налогов и сборов претерпел существенные изменения в связи с принятием Федерального закона от 27 ию-ля 2006 г. N 137-ФЗ, в частности, исключаются ограничения в виде лимитов предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и отменяется институт "налогового кредита".
3. В пункте 3 комментируемой статьи установлен перечень неналоговых доходов бюджетов. Данный перечень сфор-мулирован как открытый.
Такому виду неналоговых доходов бюджетов, как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, посвящена ст. 42 Кодекса.
Продажа имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, представляет собой прива-тизацию государственного и муниципального имущества, под которой согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <1> понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности России, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

В пункте 1 ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмот-рено, что используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых ак-ционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Доходы от продажи акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней не относятся к доходам бюджетов. Средства от продажи такого имущества в соответствии со ст. 93.1, п. 1 ст. 94, п. 1 ст. 95, п. 1 ст. 96 Кодекса являются источниками финансирования дефицитов бюджетов.
Основные принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использова-ния на территории РФ устанавливает Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" <1>, что закреплено в его преамбуле (в ред. от 20 мая 2002 г. <2>).
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.
<2> СЗ РФ. 2002. N 21. Ст. 1918.

Не являются доходами бюджетов доходы от использования и продажи имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Автономным учреждением согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" признается неком-мерческая организация, созданная Россией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказа-ния услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий ОГВ, полномочий ОМСУ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. В соответствии с п. 1 ст. 296 части первой ГК РФ (в ред. от 3 ноября 2006 г.) и ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об автономных учреждениях" автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
В пункте 1 ст. 113 части первой ГК РФ и п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях унитарным предприятием при-знается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности России, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях в России создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казен-ное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.
В соответствии с п. 2 ст. 295 части первой ГК РФ и п. 2 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отда-вать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предпри-ятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В пункте 1 ст. 297 части первой ГК РФ и п. 1 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях установлено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия соб-ственника этого имущества.
Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к неналоговым доходам бюджетов только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Уплаченные с таких доходов налоги и сборы относятся к налоговым доходам бюджетов.
В отношении средств, получаемых бюджетами в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, средств, получаемых бюджетами в возмещение вреда, причиненного России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия см. комментарий к ст. 46 Кодекса.
Под средствами самообложения граждан согласно ч. 1 ст. 56 Закона о местном самоуправлении понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке само-обложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. В соответствии с ч. 2 этой же статьи вопросы введения и использования указанных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
Следует отметить, что из состава неналоговых доходов бюджетов "выпал" такой вид доходов, как средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу, внесшему такие средства, в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Дело в том, что этот вид неналоговых доходов бюджетов предусматривался изменениями, внесенными в комментируемую статью Законом 2007 г. N 53-ФЗ, внесшим изменения и в Закон о поставках для государственных и муниципальных нужд. Однако принятый практически следом за ним Закон 2007 г. N 63-ФЗ, изложивший комментируемую статью полностью в новой редакции, этот вид доходов не упоминает.
4. Как определено в ст. 6 Кодекса, межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Там же определено, что дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определены соответственно в ст. ст. 129, 135 и 142 Кодекса.
5. В части 10 ст. 5 Закона 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что п. 5 комментируемой статьи (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным уч-реждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от плат-ных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход дея-тельности) Кодекса в новой редакции применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особен-ности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физи-ческих и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе доброволь-ных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона 2007 г. N 63-ФЗ (в ред. Закона 2007 г. N 247-ФЗ) до дня вступления в силу указан-ного Федерального закона:
1) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казна-чейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, пре-дусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета;
2) порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ и в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям субъек-тов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, устанавливается соответственно законом субъекта РФ и муниципальным правовым актом предста-вительного органа муниципального образования;
3) бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей дея-тельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распоряди-теля (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты России и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения;
4) бюджетное учреждение с учетом положений п. 3 осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения;
5) заключение и оплата бюджетным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, указанных в п. 3, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности;
6) бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном до-кументе, за счет средств, указанных в п. 3 настоящей части, в порядке, установленном гл. 24.1 Кодекса в новой редакции;
7) финансовый орган вправе принимать решение об осуществлении операций со средствами, указанными в п. 3, на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях Банка России или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства РФ и обслуживаемых без взимания платы;
8) для отражения операций с доходами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельно-сти, применяются следующие группа и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов, являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы РФ:
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: доходы от собственности по предпринима-тельской и иной приносящей доход деятельности;
рыночные продажи товаров и услуг;
безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Коды группы и подгрупп доходов бюджетов, указанных в настоящем пункте, а также перечень входящих в них статей и подстатей доходов бюджетов утверждаются Минфином России.