Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ в пункт 1 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

См. текст пункта в будущей редакции

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ в пункт 1 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

абзац третий утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца третьего пункта 1 статьи 51

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;

части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

абзац шестой утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца шестого пункта 1 статьи 51

лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;

таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;

платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

абзац десятый (ранее девятый) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца десятый пункта 1 статьи 51

платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;

платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;

консульских сборов - по нормативу 100 процентов;

патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;

платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;

сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100 процентов;

утилизационных сборов - по нормативу 100 процентов.

2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:

прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами;

доходы от внешнеэкономической деятельности.


<Статья 50 | Статья 51 | Статья 52>

Научно-практический комментарий:

1. Виды неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ определены в общих нормах ст. ст. 41, 42 и 46 Кодекса. К ним и отсылает п. 1 комментируемой статьи, определяющий перечень лишь тех неналоговых доходов, которые полностью или частично являются источником формирования исключительно федерального бюджета. Так, в п. 1 комментируемой статьи в целях исключения дублирования норм не отражены являющиеся источниками формирования не-налоговых доходов федерального бюджета штрафы и иные суммы принудительного изъятия, предусмотренные ст. 46 Кодекса, а также ряд доходов от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, которые указаны в ст. 42 Кодекса.
Следует отметить, что в п. 1 комментируемой статьи Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесен ряд поправок. В частности, из состава доходов исключены доходы от использования имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных. Данная поправка предопределена изменением соответствующих общих норм п. 3 ст. 41 и ст. 42 Кодекса.
В состав неналоговых доходов федерального бюджета включены доходы от продажи имущества, находящегося в го-сударственной собственности России, что предопределено исключением Законом 2007 г. из Кодекса ст. 43, содержащей общие нормы о доходах от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в ранее действовавшей редакции п. 1 комментируемой статьи содержалась ссылка на ст. 43 Кодекса). Об указанном виде неналого-вых доходов см. комментарий к ст. 41 Кодекса.
В отношении размеров подлежащей зачислению в доходы федерального бюджета части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 марта 2006 г. N 156) <1>:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1440; 2006. N 13. Ст. 1408.

установлено, что ФОИВ, осуществляющие права собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия, ежегодно утверждают программы деятельности подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий по форме согласно приложению к указанному Постановлению;
утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий.
Согласно п. 6 названных Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в феде-ральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий, направленных на развитие предприятия и осуществляемых за счет чистой прибыли. При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия. Чистая при-быль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.
Полномочия ФОИВ по утверждению программ деятельности находящихся в их ведении федеральных государствен-ных унитарных предприятий и по определению подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли указан-ных предприятий закреплены также в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях феде-ральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" <1> (также в ред. Постановления Правительства РФ от 23 марта 2006 г. N 156).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074.

Зачисление в федеральный бюджет поступлений, являющихся источниками формирования неналоговых доходов фе-дерального бюджета, по нормативам, установленным комментируемой статьей, осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном ст. 40 Кодекса.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 50 Закона), при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. при прогнозе доходов федерального бюджета в 2008 г. в размере 6644,4 млрд. руб. (или 18,98% к ВВП) в структуре дохо-дов федерального бюджета предусмотрены налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд. руб. (12,07% к ВВП) и неналоговые до-ходы федерального бюджета в сумме 2417,2 млрд. руб. (6,91% к ВВП). Кроме того, спрогнозированы доходы в виде целевых отчислений от всероссийских государственных лотерей - 1,3 млрд. руб.
Доходы федерального бюджета от использования имущества, находящегося в государственной собственности, спрог-нозированы на 2008 г. в сумме 99,3 млрд. руб. Основные поступления указанных доходов формируются за счет:
доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйствующих товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим России, - 34,2 млрд. руб.;
доходов, полученных от размещения средств федерального бюджета, - 0,3 млрд. руб.;
процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюдже-та, - 0,3 млрд. руб.;
процентов по государственным кредитам - 6,7 млрд. руб. (в том числе: поступление средств от правительств ино-странных государств, их юридических лиц в уплату процентов по кредитам, предоставленным Россией, - 4,8 млрд. руб., по-ступление средств от предприятий и организаций в уплату процентов и гарантий по кредитам, полученным Россией от пра-вительств иностранных государств, - 1,3 млрд. руб. и 0,5 млрд. руб. - поступление средств от предприятий и организаций в уплату процентов и гарантий по кредитам, полученным Россией от международных финансовых организаций);
доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, - 13,9 млрд. руб.;
доходов от перечисления части прибыли Банка России - 40,0 млрд. руб. (см. ниже);
доходов от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий - 2,3 млрд. руб.;
прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в собственности России, - 1,6 млрд. руб. (в том числе: доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящимися в собственности России, в сумме 1,0 млрд. руб., доходы от эксплуатации и использования иму-щества автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности, в размере 0,2 млрд. руб. и прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности России, в сумме 0,4 млрд. руб.).
Доходы федерального бюджета от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной соб-ственности, на 2009 и 2010 гг. прогнозируются в размере 105,4 млрд. руб. (0,27% к ВВП) и 102,1 млрд. руб. (0,23% к ВВП) соответственно.
Платежи при пользовании природными ресурсами на 2008 г. спрогнозированы в сумме 50,4 млрд. руб. Платежи за пользование природными ресурсами включают:
платежи за пользование недрами - 29,2 млрд. руб.;
плату за использование лесов - 15,7 млрд. руб.;
плату за негативное воздействие на окружающую среду - 2,8 млрд. руб.;
плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - 1,8 млрд. руб.;
плату за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - 0,9 млрд. руб.
Доходы федерального бюджета по платежам при пользовании природными ресурсами на 2009 и 2010 гг. прогнозиру-ются в размере 57,7 млрд. руб. (1,15% к ВВП) и 60,7 млрд. руб. (0,14% к ВВП) соответственно.
Общая сумма доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в 2008 г. спрогнозирована в раз-мере 131,7 млрд. руб. В составе доходов учтены доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства - 118,0 млрд. руб., лицензионные сборы - 0,8 млрд. руб., прочие доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 12,9 млрд. руб.
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства включают в себя:
доходы от операций с государственным материальным резервом - 58,6 млрд. руб.;
плату за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дел МВД России по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граж-дан, - 42,4 млрд. руб.;
средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания - 10,3 млрд. руб.;
плату пользователей радиочастотным спектром - 2,2 млрд. руб.;
пошлины за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров - 1,5 млрд. руб.
В доходах федерального бюджета от лицензионных сборов учитываются сбор за выдачу ФОИВ лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в сумме 0,3 млрд. руб. и прочие сборы за выдачу лицензий ФОИВ - 0,5 млрд. руб.
Доходы федерального бюджета от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 2009 и 2010 гг. про-гнозируются в размере 138,6 млрд. руб. (0,35% к ВВП) и 143,8 млрд. руб. (0,32% к ВВП) соответственно.
В составе неналоговых доходов 2008 г. спрогнозированы доходы от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 2,5 млрд. руб. Поступления в федеральный бюджет указанного дохода обеспечиваются за счет:
доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции - 1,7 млрд. руб.;
средств федерального бюджета от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства, - 0,3 млрд. руб.;
доходов от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений, а также земельных участков федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), - 0,5 млрд. руб.
Доходы федерального бюджета от продажи материальных и нематериальных активов на 2009 и 2010 гг. прогнозиру-ются в размере 4,2 млрд. руб. (0,01% к ВВП) и 5,4 млрд. руб. (0,01% к ВВП) соответственно.
Кроме того, спрогнозированы поступления в федеральный бюджет в 2008 г. следующих видов неналоговых доходов:
административных платежей и сборов - в сумме 4,2 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 4,3 и 4,5 млрд. руб. соответственно;
штрафов, санкций, возмещение ущерба - в сумме 3,1 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 3,3 и 3,5 млрд. руб. соответствен-но;
прочих неналоговых доходов - в сумме 2,0 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 2,1 и 2,2 млрд. руб. соответственно.
Поскольку в силу общей нормы п. 2 ст. 184.1 Кодекса в законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ, приложением 1 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. утверждены Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. В этом приложении установлены нормативы распределения неналоговых доходов:
в части доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
в части платежей при пользовании природными ресурсами;
в части доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
в части доходов от продажи материальных и нематериальных активов,
в части административных платежей и сборов;
в части штрафов, санкций, возмещения ущерба;
в части прочих неналоговых доходов.
2. В статье 26 Закона о Банке России установлено, что после утверждения годовой финансовой отчетности Банка Рос-сии Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшуюся прибыль Бан-ка России Совет директоров направляет в резервы и фонды различного назначения. Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Как говорилось выше, при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. доходы от перечисления части прибыли Банка России в 2008 г. по результатам его деятельности за 2007 г. спрогнозированы в сумме 40,0 млрд. руб. в со-ставе доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
В отношении доходов от внешнеэкономической деятельности следует отметить, что упоминавшимся выше приложе-нием 1 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., которым утверждены Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг., предусмотрено зачисление в доход федерального бюджета по нормативу 100% следующих неналоговых доходов от внешнеэкономической деятельности:
доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана;
доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из вы-сокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия;
средства, полученные от аукционной продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых на территорию Особой эко-номической зоны в Калининградской области;
прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

На сайте также ищут:
Статья 199. Предмет первого чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Статья 121. Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга
Статья 139. Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
Статья 210. Рассмотрение палатами Федерального Собрания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае отклонения его Президентом Российской Федерации
Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств