Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 64. Полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 64. Полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов

1. Муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

3. Внесение изменений в муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

4. Утратил силу с 1 января 2006 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4 статьи 64

5. Утратил силу с 1 января 2008 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 5 статьи 64


<Статья 63 | Статья 64 | Статья 65>

Научно-практический комментарий:

1. Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 57 Закона о местном самоуправлении перечень местных налогов и сборов и полномочия ОМСУ по их установлению, изменению и отмене определяются законодательством РФ о налогах и сборах. ОМСУ городско-го округа обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, установленными зако-нодательством РФ о налогах и сборах для ОМСУ поселений и муниципальных районов.
В соответствии с п. 4 ст. 12 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. от 29 июля 2004 г.) местными налогами призна-ются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не установлено специальными налоговыми режимами (о местных налогах и о специальных налоговых режимах см. комментарий к ст. 41 Кодекса).
В отношении установления местных налогов в п. 4 ст. 12 части первой НК РФ предусмотрено следующее:
местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соот-ветствии с Налоговым кодексом России РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах;
земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обяза-тельны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не установлено специальными налоговыми режимами. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в дей-ствие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных рай-онов), городских округов о налогах;
местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов, если иное не уста-новлено специальными налоговыми режимами. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на террито-риях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами ука-занных субъектов РФ;
при установлении местных налогов представительные органы муниципальных образований (законодательные (пред-ставительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, определяют следующие элементы налогообложения - налого-вые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ;
представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государствен-ной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в соответствии с законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Как установлено в п. 5 ст. 1 НК РФ (в ред. от 27 июля 2006 г.), нормативные правовые акты муниципальных образова-ний о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
О действии актов законодательства о налогах и сборах (к таковым согласно п. 6 ст. 1 части первой НК РФ относятся нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах) во времени см. комментарий к ст. 53 Кодекса.
Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции комментируемой статьи содержались условия предоставления ОМСУ отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты. Однако, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 41 Кодекса), в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ из комментируемой статьи (как и из норм других статей Кодекса) исключены положения о налоговых кредитах, отсрочках и рассрочках, имея в виду, что данные вопросы должны регулироваться Налоговым кодексом РФ.
2. В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в п. 2 комментируемой статьи введено огра-ничение по срокам принятия муниципальных правовых актов о внесении изменений в муниципальные правовые акты о ме-стных налогах, муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ, которые вступают в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде). Такие муниципальные правовые акты должны приниматься до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Конкретные сроки принятия таких муниципальных правовых актов устанавливаются муниципаль-ными правовыми актами.
Данная норма аналогична установленному в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ в п. 2 ст. 53 Кодекса ограниче-нию по срокам принятия федеральных законов, изменяющих бюджетное и налоговое законодательство и влияющих на по-ступление налогов и сборов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты. Такие федеральные законы должны прини-маться не позднее чем за месяц до внесения в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финан-совый год.
В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи в п. 2 ст. 174.1 Кодекса, посвященной прогнозированию доходов бюд-жета, установлено, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматри-вающие внесение изменений в нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования о нало-гах и сборах, принятые после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы РФ, должны содержать положения о вступлении в силу указанных нормативных правовых актов пред-ставительного органа муниципального образования не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
3. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязательность внесения соответствующих изменений в решения представительных органов муниципальных образований о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финан-совый год и плановый период) при внесении изменений в муниципальные правовые акты представительных органов муни-ципальных образований о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года. Без внесения изменений в решения о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) принятие муниципальных правовых актов, изменяющих поступление в течение текущего финансового года местных налогов, не допускается.

Раздел III. РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

Глава 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСХОДАХ БЮДЖЕТОВ