Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 80. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями

См. текст наименования в предыдущей редакции

Статья 80. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 1 статьи 80 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2014 г. (на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.)

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в определяемом ими порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ пункт 2 статьи 80 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2014 г. (на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.)

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (за исключением бюджетных инвестиций, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи), утверждаются законом (решением) о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону (решению) с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.

3. Договор между Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также местной администрацией муниципального образования и юридическим лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, об участии соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете.

Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.


<Статья 79 | Статья 80 | Статья 81>

Научно-практический комментарий:

1. К юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, относятся юридические лица различных организационно-правовых форм. Однако в п. 1 комментируемой статьи говорится об уставных (складочных) капиталах юридических лиц. С учетом этого предоставление бюджетных инвестиций возможно организациям, созданным в форме только хозяйственных товари-ществ и обществ.
Согласно п. 1 ст. 66 части первой ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Там же установлено, что имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
В п. 2 ст. 66 ГК РФ предусмотрено, что хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищест-ва и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Как определено в части первой ГК РФ:
полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обяза-тельствам принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69);
товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товари-щества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не при-нимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82).
В соответствии с п. 3 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, обще-ства с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Как определено в части первой ГК РФ:
обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, ус-тавный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87);
обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (п. 1 ст. 95);
акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с дея-тельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96).
Из комментируемой статьи следует, что бюджетные инвестиции могут предоставляться как существующим, так и соз-даваемым юридическим лицам. Необходимо также отметить, что статья не устанавливает ограничений по доле участия России, субъекта РФ или муниципального образования в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, т.е. публично-правовое образование может приобрести право и на 100% такого капитала.
2. Планируемые к предоставлению бюджетные инвестиции в соответствии с п. 2 комментируемой статьи подлежат ут-верждению законом (решением) о соответствующем бюджете, т.е. федеральными законами о федеральном бюджете, о бюд-жетах федеральных ГВБФ, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных ГВБФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.
Утверждение предоставляемых бюджетных инвестиций осуществляется путем включения в закон (решение) о бюдже-те текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований.
Так, в ч. 1 ст. 13 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. установлено, что ФОИВ, осуществляющие функции в соответствующей сфере деятельности, направляют в установленном порядке бюджетные ассигнования в уставный капитал:
1) Евразийского банка развития в целях реализации Соглашения об учреждении Евразийского банка развития от 12 января 2006 г.;
2) ОАО "Росагролизинг" в целях приобретения и последующей передачи по договорам лизинга техники, оборудования для животноводства, оборудования для переработки продукции животноводства, в том числе импортного, не имеющего ана-логов в России, а также племенного скота, в том числе импортного;
3) ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" в целях кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и формирования системы земельно-ипотечного кредитования;
4) ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в целях реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.;
5) ОАО "Особые экономические зоны" в целях создания объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон;
6) ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" в целях реализации проектов строительства гражданских воз-душных судов отечественного производства;
7) ОАО "Сангтудинская ГЭС-1" в целях завершения строительства гидроэлектростанции;
8) ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в целях повышения надежности функцио-нирования единой национальной (общероссийской) электрической сети и усиления межсистемных электрических связей в энергодефицитных регионах;
9) ОАО "Федеральная гидрогенерирующая компания" в целях достройки и введения в эксплуатацию отдельных кри-тически важных объектов гидроэнергетики;
10) ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" в целях повышения управляемости и надежности Единой энергетической системы России;
11) ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (г. Санкт-Петербург) в целях реализации проектов лизинга морских и речных судов отечественного производства;
12) открытых акционерных обществ в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению принадлежащих им объектов капитального строительства.
Кроме того, в ч. 2 указанной статьи установлено, что ФОИВ, осуществляющие функции в установленной сфере дея-тельности, направляют в установленном порядке бюджетные ассигнования в уставный капитал открытых акционерных об-ществ в целях реализации инвестиционных проектов в области строительства, реконструкции и технического перевооруже-ния принадлежащих им объектов капитального строительства в соответствии с государственным оборонным заказом согласно приложению 36 (совершенно секретно) к названному Закону.
Предоставление бюджетных инвестиций из федерального бюджета осуществляется за счет средств Инвестиционного фонда РФ, представляющего собой, согласно п. 1 ст. 179.2 Кодекса, часть средств федерального бюджета, подлежащую использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований устанавливает Правительство РФ.
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи договоры об участии России, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта бюджетных инвестиций должны быть оформлены в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете, утвердившего предоставление этих бюджетных инвестиций. Следует отметить, что в ра-нее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) этот срок со-ставлял два месяца.
Указанные договоры от имени России заключает Правительство РФ или уполномоченный им ФОИВ, от имени субъ-екта РФ - высший исполнительный ОГВ субъекта РФ или уполномоченный им исполнительный ОГВ субъекта РФ, от имени муниципального образования - местная администрация муниципального образования.
При отсутствии указанных договоров или при нарушении требований к их оформлению бюджетные инвестиции юри-дическому лицу не предоставляются.

На сайте также ищут:
Статья 116. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации
Статья 59. Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
Статья 57. . Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Статья 70. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений
Статья 131. . Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации