Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 83. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 83. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом

1. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

2. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.


<Статья 82 | Статья 83 | Статья 84>

Научно-практический комментарий:

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает требования к законам и иным нормативным правовым актам, кото-рые предусматривают увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или вводят новые виды расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием (ни Россией, ни субъектом РФ, ни муниципальным образованием).
Такие нормативные правовые акты должны содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ. При отсутствии указанных норм такие нор-мативные правовые акты приниматься не могут.
2. В пункте 2 комментируемой статьи установлен порядок выделения бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств и увеличения бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обя-зательств:
выделение бюджетных ассигнований или увеличение бюджетных ассигнований могут осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете;
в текущем финансовом году выделение бюджетных ассигнований или увеличение бюджетных ассигнований могут осуществляться только после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответст-вующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдель-ным статьям расходов бюджета.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, из комментируемой статьи исключена норма о возможности приостановления законом (решением) о бюджете законодательных актов (решений) в связи с тем, что законом (решением) о бюджете не предусмотрены средства на их реализацию. В случае необходимости действие законодательных актов (решений), не обеспеченных (не полностью обеспеченных) источниками финансирования, должно приостанавливаться отдельными законодательными актами.
При этом учтена правовая позиция КС России, выраженная в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 9-П: федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных феде-ральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предпола-гающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в частности о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы России, и тем более лишать их юридической силы.

Глава 11. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ