Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 87. . Реестры расходных обязательств

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 87. Реестры расходных обязательств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

2. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

3. Реестр расходных обязательств Российской Федерации ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, представляются в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

5. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта Российской Федерации в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.


<Статья 86 | Статья 87 | Статья 89>

Научно-практический комментарий:

1. Обязанность органов государственной власти и местного самоуправления вести на постоянной основе реестры рас-ходных обязательств соответствующих бюджетов установлена в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2004 г. N 120-ФЗ. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту указанного Закона, данная обязанность установлена в целях учета и анализа расходных обязательств, повышения прозрачности бюджетного процесса, обоснованности правовой базы бюджетов и их ориентации на выполнение законодательно определенных функций государства (местного самоуправления).
Обязанность ОГВ субъекта РФ вести реестры расходных обязательств субъекта РФ закреплена в п. 1 ст. 26.14 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.), а обязанность ОМСУ вести реестры расходных обя-зательств муниципальных образований - в ч. 1 ст. 53 Закона о местном самоуправлении. В указанных нормах установлено, что реестры расходных обязательств ведутся в соответствии с требованиями Кодекса.
2. Данное в п. 2 комментируемой статьи определение понятия "реестр расходных обязательств" уточнено в соответст-вии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ. В ранее действовавшей редакции п. 2 статьи определялось, что под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных ОГВ (ОМ-СУ) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соот-ветствующих бюджетов.
По мнению авторов проекта данного Закона, такое уточнение позволяет четко привязать бюджетные ассигнования к действующей нормативной правовой базе, определяющей полномочия и функции органов государственной власти и местно-го самоуправления.
3. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 г. N 440 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации" <1> установлено, что ФОИВ, уполномоченным вести реестр расходных обязательств РФ, является Минфин России.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3223.

Названным Постановлением Правительства РФ также утверждено Положение о ведении реестра расходных обяза-тельств Российской Федерации, в п. 1 которого установлено, что этот реестр ведется с целью учета расходных обязательств РФ и определения объема средств федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ, необходимых для их исполнения. Данные реестра расходных обязательств РФ используются при формировании перспективного финансового плана страны, разработке проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.
В соответствии с п. 3 Положения Минфин России ежегодно составляет:
1) предварительный реестр расходных обязательств РФ - не позднее 15 марта текущего года;
2) плановый реестр расходных обязательств РФ - не позднее 12 августа текущего года;
3) уточненный реестр расходных обязательств РФ - не позднее 15 дней после принятия федерального закона о феде-ральном бюджете.
4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи порядок ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ уста-навливает высший исполнительный ОГВ субъекта РФ. Данное положение детализирует норму п. 1 ст. 26.14 Закона об орга-низации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.), согласно которой порядок ведения реестров расходных обя-зательств субъекта РФ устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Порядок представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, утвержден Приказом Минфина России от 7 сентября 2007 г. N 76н <1>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с п. 2 названного Порядка субъекты РФ ежегодно, по формам реестров согласно Приложению к дан-ному Порядку, представляют в Департамент межбюджетных отношений Минфина России:
реестр расходных обязательств субъекта РФ и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (плановые), - не позднее 1 июля текущего финансового года;
реестр расходных обязательств субъекта РФ и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (уточненные), - не позднее 15 февраля очередного финансового года.
С целью оказания поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям по заполнению форм реестров расход-ных обязательств субъектов РФ и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, Приказом Минфина России от 7 сентября 2007 г. N 77н утверждены Рекомендации по заполнению форм реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образова-ния устанавливает местная администрация муниципального образования. Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 53 Закона о местном самоуправлении (в ред. от 21 июля 2007 г. <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3801.

Порядок представления финансовым органом муниципального образования реестра расходных обязательств муници-пального образования в финансовый орган субъекта устанавливает финансовый орган субъекта РФ.

Раздел IV. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ

Глава 12. ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА И ПОРЯДОК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Исключена. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ.

Комментарий к главе 12

Глава 12 Кодекса в ранее действовавшей редакции содержала единственную ст. 88, определявшую порядок использо-вания профицита бюджета (превышения доходов бюджета над его расходами). В соответствии с Законом 2000 г. N 116-ФЗ гл. 12 из Кодекса исключена.

Глава 13. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Статьи 89 - 90. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.