Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 9. . Бюджетные полномочия муниципальных образований

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 9. Бюджетные полномочия муниципальных образований

1. К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ в пункт 2 статьи 9 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

3. Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

4. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4 статьи 9


<Статья 8 | Статья 9 | Статья 10>

Научно-практический комментарий:

1. Определение бюджетных полномочий ОМСУ в соответствии с едиными принципами и требованиями, установлен-ными Кодексом, является составляющей частью закрепленного в ст. 31.1 Кодекса принципа равенства бюджетных прав му-ниципальных образований. О концепции реформирования системы межбюджетных отношений см. комментарий к ст. 7 Ко-декса.
Согласно ч. 3 ст. 52 Закона о местном самоуправлении (в ред. от 27 декабря 2005 г.) формирование, утверждение, ис-полнение местного бюджета и контроль над его исполнением осуществляют ОМСУ самостоятельно, с соблюдением требо-ваний, установленных Кодексом и Законом о местном самоуправлении, а также принимаемыми в соответствии с ними зако-нами субъектов РФ.
2 - 3. В пункте 1 комментируемой статьи определены бюджетные полномочия, общие для ОМСУ всех видов муници-пальных образований, к которым согласно ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении относятся городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Соответственно в п. 2 комментируемой статьи определены дополнительные бюджетные полномочия ОМСУ муниципальных районов, а в п. 3 статьи - ОМСУ поселений.
Как определено в ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении (в ред. от 28 декабря 2004 г. <1>):
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 12.

сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (посел-ков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других), в которых местное самоуправление осуществляется населе-нием непосредственно и (или) через выборные и иные ОМСУ;
городское поселение - это город или поселок, где местное самоуправление осуществляется населением непосредст-венно и (или) через выборные и иные ОМСУ;
муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которых местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМСУ, которые могут осущест-влять отдельные государственные полномочия, передаваемые ОМСУ федеральными законами и законами субъектов РФ;
городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и ОМСУ которого осуществляют полномочия по решению установленных Законом о местном самоуправлении вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые ОМСУ федеральными законами и законами субъектов РФ;
внутригородская территория города федерального значения - это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМСУ.
Об особенностях организации местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге и основанных на этом бюджетных полномочиях органов государственной власти этих субъектов см. ком-ментарий к ст. 8 Кодекса.
4. Введенный в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ в комментируемую статью п. 4 предусматривает возможность передачи отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения финансовому органу муниципального района. Основанием для такой передачи отдельных бюджетных полномочий является соглашение между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
Данные положения согласуются с нормой ч. 3 ст. 52 Закона о местном самоуправлении (в ред. от 27 декабря 2005 г.), в соответствии с которой полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю над исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной адми-нистрацией муниципального района.

Часть вторая. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел I. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ