Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) с комментариями к статьям


Статья 92. Дефицит федерального бюджета

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 92. Дефицит федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

<Статья 91 | Статья 92 | Статья 92.1>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья в ранее действовавшей редакции содержала общие положения о дефиците бюджета. В ре-зультате изменений, внесенных Законом 2007 г. N 63-ФЗ, статья содержит положения о дефиците только федерального бюджета, а Кодекс дополнен ст. 92.1 о дефиците бюджета субъекта РФ и дефиците местного бюджета.
Согласно определениям, данным в ст. 6 Кодекса, дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его дохо-дами, а профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами.
Как установлено в п. 1 комментируемой статьи, дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Последний из федеральных бюджетов с дефицитом утверждался на 1999 г. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" <1> утвержден федеральный бюджет на 1999 г. по расходам в сумме 575046,6 млн. рублей и по доходам в сумме 473676,1 млн. рублей и установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 г. в сумме 101370,5 млн. рублей, или 2,54% объема ВВП.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1093.

В соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. доходы федерального бюджета в 2008 г. составят 6644,4 млрд. руб., или 19% ВВП, расходы - 6570,3 млрд. руб., или 18,8% ВВП, профицит - 74,1 млрд. руб., или 0,2% ВВП. Планируется, что за период с 2008 по 2010 гг. доходы федерального бюджета в среднем составят 18,63% ВВП, расходы - 18,56% ВВП.

2008 2009 2010
млрд.
руб. % ВВП млрд.
руб. % ВВП млрд.
руб. % ВВП
Доходы 6644,4 19,0 7465,4 18,8 8089,9 18,1
Расходы
всего 6570,3 18,8 7451,2 18,8 8089,9 18,1
Непроцентные 6382,4 18,2 7238,6 18,2 7842,8 17,5
Процентные 187,9 0,5 212,6 0,5 247,1 0,6
Профицит 74,1 0,2 14,2 0,0 0,0 0,0

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи дефицит федерального бюджета не может превышать размер ненефтега-зового дефицита федерального бюджета, который согласно п. 1 ст. 96.7 Кодекса представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи устанавливалось, что размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
Как следует из п. 2 ст. 212 Кодекса, в случае превышения утвержденного федеральным законом о федеральном бюд-жете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния более чем на 10% Правительство РФ обязано разработать и внести в Государственную Думу в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное превышение, проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. В случае если Правительство РФ в установленный срок не внесет такой законопроект в Государственную Думу, то в соответствии с п. 2 ст. 212 Кодекса право на внесение таких законопроектов возникает у субъектов права законодательной инициативы. Федеральный закон о федеральном бюджете подлежит изменению в части основных характеристик и ведомственной структуры расходов федерального бюджета в текущем финансовом году.
Введение ограничения по предельному значению дефицита федерального бюджета является нововведением Закона 2007 г. N 63-ФЗ. По мнению авторов проекта данного Закона, такое ограничение позволит сохранить объем государственного долга РФ на экономически безопасном уровне.
2. В ст. 22 Закона о Банке России установлено, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном разме-щении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Следует отметить, что норма п. 2 комментируемой статьи ранее (до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) со-держалась в п. 2 ст. 93 Кодекса.

На сайте также ищут:
Статья 25. Утратила силу с 1 января 2008 г.
Статья 139. Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
Статья 126. Заключение соглашений и договоров о предоставлении государственных финансовых и (или) государственных экспортных кредитов и внесение изменений в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов
Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Статья 126. Заключение соглашений и договоров о предоставлении государственных финансовых и (или) государственных экспортных кредитов и внесение изменений в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов